Развитие межполушарного взаимодействия
статья по коррекционной педагогике
Полушария головного мозга человека «руководят» разными функциями (функциональная асимметрия): левое полушарие отвечает в первую очередь за процессы, связанные с речевой деятельностью, а правое обеспечивает непосредственные, наглядные формы отношений с внешним миром (А.Р. Лурия). В раннем возрасте доминантным является правое полушарие, и только по мере взросления ведущая роль переходит к левому. На основе способности правого полушария непосредственно, чувственно и целостно отражать действительность формируется творческая деятельность человека и вообще возможно личностное развитие людей. Некоторые ученые считают, что ускоренный переход ведущий роли к левому полушарию отрицательно влияет на психическое развитие ребенка. Это приводит к обеднению функций правого полушария.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межполушарного взаимодействия
Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. Такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
Полушария головного мозга человека «руководят» разными функциями (функциональная асимметрия): левое полушарие отвечает в первую очередь за процессы, связанные с речевой деятельностью, а правое обеспечивает непосредственные, наглядные формы отношений с внешним миром (А.Р. Лурия). В раннем возрасте доминантным является правое полушарие, и только по мере взросления ведущая роль переходит к левому. На основе способности правого полушария непосредственно, чувственно и целостно отражать действительность формируется творческая деятельность человека и вообще возможно личностное развитие людей. Некоторые ученые считают, что ускоренный переход ведущий роли к левому полушарию отрицательно влияет на психическое развитие ребенка. Это приводит к обеднению функций правого полушария.
Большая часть заданий для подготовки детей к школе направлена на развитие анализа, синтеза, установление закономерностей, поиск логических связей и овладение связной речью – все это регулируется левым полушарием. В педагогическим процессе правому полушарию обычно уделяется гораздо меньше внимания и еще меньше – взаимодействию в работе полушарий мозга.
Основными направлениями работы в детском саду, нацеленными на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга ребенка могут стать:
- Пальчиковая гимнастика;
- Логоритмика;
- Кинезиологические тренировки;
- Самомассаж;
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
- Творческие занятия с использованием классической музыки, особенно музыки моцарта.
- Дидактические игры и задания;
- Мнемоника;
- ТРИЗ;
- Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.
Всем известно, что систематические занятия по кинезиологии убирают явления дислексии, развивают моторику, речь, все виды внимания и памяти, мышление, способствуют стрессоустойчивости организма. Упражнения несут в себе возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.
Для развития межполушарного взаимодействия используют следующие упражнения:
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении необходимо помогать командами («кулак—ребро—ладонь», произнося ребенком вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. «Симметричные рисунки». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите нарисовать симметричные рисунки двумя руками. Не расстраивайтесь, если сразу не получится.
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка. Игра будет интереснее, если соберётся вся семья.
7. «Час другой руки» Выберите определённый промежуток времени (10-20 минут) и договоритесь, что пока не зазвенит будильник, всё нужно делать левой рукой. Попробуйте и сами все действия выполнять неведущей рукой.
8. «Зеркало». Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения как в зеркале.
9. «Визуализация». Посадите ребёнка рядом с собой и предложите немного пофантазировать: «Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими… А теперь – красными, а теперь – зелёными. Пусть будут зелёными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь – жёлтым. А теперь прислушайся: кто–то зовёт тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто–то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем! А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Тёплое? Пушистое? У всех имена разные. Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или тёплое? Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким–то на ощупь. А теперь откроем глазки.» Но игра ещё не окончена. Попросите ребёнка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!». Рассказ окончен. Берём карандаши и просим нарисовать имя. Ребёнок может рисовать всё, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребёнок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование – медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут. Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать – помогите: «Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?» Теперь игра окончена, можно отдохнуть.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...
Инновационная деятельность. Проект. Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуального развития детей.
Межполушарному взаимодействию в последнее время уделяется особое внимание. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое; левое полушарие – матема...
Развитие межполушарного взаимодействия, как основа развития интеллекта и физического развития детей
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де Монтень...
Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...