"В чем нуждается застенчивый ребенок"
консультация по коррекционной педагогике

Шмелева Палина Григорьевна

Почти каждый ребенок в некоторой мере застенчив. И если дома дети очень коммуникабельные, веселые и общительные, то при встрече с незнакомыми людьми они могут немного бояться, ощущать неуверенность в себе, стеснятся, стараются быть поближе к Вам, не отвечают на вопросы или попросту плачут, не стоит на них сердиться или твердить, что настоящие мужчины так себя не ведут. В такие моменты дети особенно ранимы и чувствительные. Они же понимают, что делают, что-то не так, а тут еще и все внимание направленно только на них. Отсюда и психологические травмы, справиться с которыми порой бывает чрезвычайно сложно. Для застенчивого малыша даже занятия в детском саду могут стать причиной нервного состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chem_nuzhdaetsya_zastenchivyy_rebenok.docx309.48 КБ

Предварительный просмотр:

«В чем нуждается застенчивый ребенок»

"Всякая застенчивость основана

на желании человека выделиться."

Георг Зиммель

         Почти каждый ребенок в некоторой мере застенчив. И если дома дети очень коммуникабельные, веселые и общительные, то при встрече с незнакомыми людьми они могут немного бояться, ощущать неуверенность в себе, стеснятся, стараются быть поближе к Вам, не отвечают на вопросы или попросту плачут, не стоит на них сердиться или твердить, что настоящие мужчины так себя не ведут. В такие моменты дети особенно ранимы и чувствительные. Они же понимают, что делают, что-то не так, а тут еще и все внимание направленно только на них. Отсюда и психологические травмы, справиться с которыми порой бывает чрезвычайно сложно. Для застенчивого малыша даже занятия в детском саду могут стать причиной нервного состояния.

      Детская застенчивость, как правило, проявляется в новых для ребенка видах деятельности. Он может ощущать себя неуверенно, даже боятся, что другие могут посмеяться над ним. Именно поэтому ребенок боится даже попросить о помощи.        «Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психических травм получают застенчивые дети от безграмотного, часто резкого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опрос родителей 3 - летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.

Что такое застенчивость?

     Застенчивость — комплексное  состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

    Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

   "Быть застенчивым" значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за  его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

    Формы проявления застенчивости.

  Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

  • Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.
  • Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей –  отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.
  • Дети, чей страх перед людьми не знает границ, - хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Причины застенчивости.

  • Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.
  • Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.
  • Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того,  что и ребенок будет застенчив, возрастает.
  • Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.
  • Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.
  • Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.   

Как проявляется застенчивость

      Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Внутренний мир и интеллект

    Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

      Застенчивый ребенок нуждается в поддержке родителей, ему и самому очень тяжело. Вам кажется, что вас ребенок излишне застенчив в общении с другими детьми и даже с вами? Вы тщетно пытаетесь найти причины такого поведения, но не находите? Давайте же попробуем разобраться вместе в этой проблеме.  

      Перво-наперво, необходимо начинать с себя. Ведь дети с первых дней своей жизни практически воспринимают все через мать и от ее эмоционального состояния многое зависит. Если мать нежна и отзывчива, то и ребенок будет спокойный и жизнерадостный, если же мать постоянно чем-то озабочена и подавлена, то такое же эмоциональное состояние будет и у ребенка. Он будет бояться окружающего мира.

    Второе, от чего зависит эмоциональное состояние ребенка – это микроклимат в семье. В некоторых семьях царит атмосфера любви и взаимопонимания, но в некоторых – частые ссоры, наказание ребенка и даже рукоприкладство. От этого у ребенка развивается неуверенность в себе и скрытая агрессия, застенчивость и пугливость.

    Родители могут настолько запугать ребенка уличными хулиганами, собаками, движением машин, что у малыша навсегда разовьется боязнь жизни. И только психолог сможет помочь ему справиться с этим.

    На самом деле, можно выделить две разновидности родителей:

   - те, которые хотят вырастить решительного, волевого и бесстрашного ребенка. Они предоставляют ему свободу действий, самостоятельность.

   - те, которые всячески ограждают ребенка. Ребенок вырастает запуганным, беспомощным, абсолютно не приспособленным к жизни.

    Таким образом, вы видите, что застенчивость ребенка во многом зависит от воспитания и от поведения родителей.

    Как предупредить и преодолеть застенчивость.

  • Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.
  • Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.
  • Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности, поддержки и любви.
  • Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.
  • Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребенка, приписывая ему отрицательные черты – "глупый", "неспособный", "невезучий", "неисправимый", "уродливый" и т.д.
  • Не стремитесь к тому, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.
  • Как можно раньше приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.
  • Учите ребенка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.
  • Помогите ребенку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.
  • Не забывайте хвалить ребенка за успехи.
  • Научите ребенка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.
  • Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.
  • Развивайте в ребенке навыки социального поведения.
  • Стимулируйте активность ребенка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.
  • Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребенка.
  • Разрабатывайте с ребенком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.
  • Старайтесь изменять поведение ребенка, а не его личность.
  • Одежда и прическа ребенка не должны быть предметом его переживаний.
  • Заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать.
  • Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.
  • Нейтрализуйте тревогу и стресс.

Как побороть застенчивость?

  • Самое главное - это, конечно, повышение детской самооценки.

Нужно научить малыша объективно относиться к другим и к себе. Но начинайте "воспитание" с себя. Во-первых, внимательно проанализируйте свое отношение к ребенку. Как часто мы забываем говорить о своей любви к нашим детям. Возможно, малышу все лишь не хватает немного родительского тепла и поддержки.

  • В большинстве случаев, взрослые обращают внимание на ребенка только, когда он сделает что-то неправильно. А как же его успехи?

К сожалению, они так и остаются без должного внимания. И если Ваш ребенок застенчивый, то он нуждается еще в большей любви и поддержке, дети очень чутко реагируют на хорошее отношение к себе и чрезвычайно это ценят.

  • Без поддержки родителей ребенку трудно сформировать главный фундамент развития - доверие к другим людям.

Ведь именно положительное отношение к тем, кто нас окружает, позволяет детям без боязни взаимодействовать с миром.

  • Взрослым важно быть внимательным к ребенку также в тех случаях, когда он вроде, как и не нуждается в помощи.

Ведь что такое поддержка? Это также умение демонстрировать, что все старания и достижения малыша всегда будут замечены.

  • Дальнейший шаг - это повышение самооценки во время игр или занятий.

Несмотря на то, что застенчивый ребенок боится оценки своих действий, она ему необходима. Хорошо было бы отвлекать внимание ребенка от "оценочной" стороны. Например, когда у ребенка не получается составить пазл, одного заверения, что у него все выйдет и получится, будет маловато. Вы можете наделить "неприступный" пазл капризным характером, с помощью чувства юмора (юмор должен быть направленный на ситуацию, а не на ребенка) расслабить ребенка, позволив ему увидеть свою "временную неудачу" в другом свете. Фантазируйте, разыгрывайте вместе с ребенком смешные ситуации.

  • Отступайте от правил.

Застенчивые дети больше всего боятся нового. Они редко нарушают правило. У них очень высокое внутреннее самозапрещение на любые действия, которые осуждают взрослые. Родителям стоит задуматься, а может нужно немного "ослабить узды". Иногда нарушать правила даже полезно. Позволяйте своему ребенку быть более гибким, это хороший способ избавится от застенчивости и боязни быть наказанным. Но все в меру!

  • Совместные игры не только сближают, но и позволяют ребенку стать более уверенным в своих силах.

Если это командная игра, то уделите особое внимание застенчивому ребенку. Он должен чувствовать Вашу поддержку, и тогда такой ребенок станет действовать на одном уровне с другими детьми. Постарайтесь хотя бы раз создать такие условия, чтобы застенчивый малыш выиграл. Собственная победа придает сил и способна творить чудеса.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Говорите о своей любви

    Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш.    Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!". Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время.  не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Немного отступите от правил

     Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Играйте вместе!

    Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

  1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
  2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
  3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
  4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
  5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
  6.  Придуманная история должна иметь положительный результат.
  7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
  8.  Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

      Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.

 "Быстрые ответы".

      Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Другой вариант игры - "Мяч в кругу".

     Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

     Как свидетельствуют исследования, застенчивость, которая возникла в раннем детстве, чаще всего может сохраниться на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно остро она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте малыши испытывают особую потребность в уважении взрослых. Они могут обижаться на невинную, на первый взгляд, шутку или небольшую иронию. Поэтому для ребенка очень важны поддержка и похвала.

    Застенчивые дети относятся к другим людям очень добродушно, они также желают с ними общаться, но внутри чувствуют непонятную скованность. Это легко понять по нервным движениям или боязни первому заговорить со взрослым человеком. Часто застенчивый ребенок может отвечать только шепотом или же вообще молчать.

   Если в детстве застенчивый ребенок не создает взрослым особых проблем (он очень ответственный, не нарушает правила), то в будущем застенчивость может сыграть с ним злую шутку. Ему может быть трудно общаться со сверстниками и развиваться в должной мере. Конечно, взрослому человеку преодолеть застенчивость проще, чем ребенку. Но зачем такие жертвы, если еще в детстве можно было бы побороть свой страх.

       В завершении хочется дать еще один совет: не оставляйте застенчивость ребенка на произвол судьбы, руководствуясь мыслью: «с возрастом пройдет». Не пройдет! Лучше всего обратиться к детскому психологу. Специалист поможет вам разобраться в некоторых причинах такого поведения и найти правильный необходимый подход к ребенку. Может ваше чадо и вовсе не застенчивый ребенок – может у него проблемы другой подоплеки.

     Дети должны расти и развиваться счастливыми, свободными и веселыми. Они должен быть любопытным и любознательным, а не прятаться и бояться окружающего мира. И во много их отношение к миру зависит именно от вас!

    Добрые, внимательные и чуткие родители всегда помогут своему малышу избавиться от застенчивости!

Воспитатель

МБДОУ д/с № 168

Шмелева Палина

Григорьевна

г.Иркутск,2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Застенчивый ребенок

Наиболее распространенная причина, которая осложняет общение - застенчивость – особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых....

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

● Быть очень деликатным с ним.● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным ...

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость».

. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, чт...

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК. КАК ПОБОРОТЬ СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ У РЕБЕНКА

Каждый из вас, наверняка, однажды сталкивался с ситуацией, когда на утреннике в детском саду, один из выступающих перед родителями малышей, выходил на сцену и не мог проронить ни слова. Он просто...

Семинар-практикум на тему: «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

Цель: Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивос...