Дисграфия у детей
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

СТРОМБСКАЯ АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка есть специфическая проблема-дисграфия: ребенок не может написать без ошибок почти ни одного слова, в то время как казалось бы, что он полностью развит и нет никаких проблем с интеллектуальным развитием. Что такое дисграфия и как ее лечить!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta._statya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия у детей младшего школьного возраста. Диагностика, профилактика, коррекция

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка есть специфическая проблема-дисграфия: ребенок не может написать без ошибок почти ни одного слова, в то время как казалось бы, что он полностью развит и нет никаких проблем с интеллектуальным развитием. Что такое дисграфия и как ее лечить

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, связанное с недостаточным формированием (или дезинтеграцией) психических функций, участвующих в осуществлении и контроле письма. Дисграфия проявляется постоянными, типичными и повторяющимися ошибками в письме, которые не подводят сами по себе, без явных указаний. Диагностика дисграфии включает в себя анализ письменной работы, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения насилия звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, а не речевых функций.

Дисграфия, специфический дефект в письмах, вызванный нарушением ПЭФ, участвующих в процессе письма. По данным исследования дисграфия диагностирована у 53 % учащихся второго класса и у 37-39% учащихся среднего звена, что свидетельствует об устойчивости данной формы нарушения речи. Высокая распространенность дисграфии среди учащихся обусловлена тем, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФИП или НРО, при которых невозможно оформить полноценное получение диплома.

По степени выраженности нарушений процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии буквы будут деформироваться, но она продолжает функционировать как средство коммуникации. Аграфы характеризуют первичную неспособность овладеть навыками письма, их полную утрату. Поскольку чтение и письмо неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексия, Алексия).

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения работы письма различают 5 форм дисграфии:

* артикуляционно-акустическая дисграфия нарушение речи, звукового произношения и фонематического сознания;

* акустическая дисграфия нарушение фонематического распознавания;

* дисграфия, основанная на анализе и синтезе несформированности языка;

* грамматическая дисграфия, связанная с лексико-грамматическими аспектами речи;

* Оптическая дисграфия, связанная с несформированными зрительно-пространственными представлениями.

Даже при "чистых" формах дисграфии, логопедии на практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация различает:

I. конкретные нарушения письма:

1. Дисграфия:

* 1.1. Дистоническая дисграфия (прелицензия, фонематика).

* 1.2. Метаязыковая дисграфия (диспраксия или моторная дисграфия вследствие нарушения языковых операций).

Два. Легастения:

 2.1. Морфологический

 2.2. Синтаксические.

II. неспецифическое насилие письма, относящееся к педагогической халатности, психическому возвращению, УО и др.

Симптомы дисграфии

К признакам, характеризующим несчастье, относятся типичные ошибки и повторы в письме стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфии, могут проявляться смешением и заменой графически сходных рукописных букв (Ш-ш, т-ш, б-д, М-Л) или фонетически сходных звуков на букву (б-р, д-т, г-К, Ш-Ш); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропуски с вашей стороны, перестановки, сложение букв и слогов); нарушением слитности и разделения пишущих слов; аграмматизм на письме (нарушение флексии и нарушение слов в предложении). Кроме того, дети с диспрагией пишут медленно, и их почерк, как правило, трудно отличить. Возможны колебания высоты и наклона букв, соскальзывание строки, замена верхних букв на строчные и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок освоит технику, причем ... не раньше 8-8. Пять лет.

В случае артикуляционной, акустической дисплазии есть специфические ошибки на письме, связанные с неправильным произношением звуков (как он говорит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв в письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в речи. Артикуляционно-акустическая дисграфия возникает при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношения не нарушаются, но фонетического восприятия недостаточно. Ошибки в письме носят характер подстановок букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свист - шипение, звон – глухой и наоборот, аффрикаты - их составляющие).

Дисплазия мотивирована нарушениями лингвистического анализа и синтеза, характеризующими насилие разделения слов на слоги и предложений в словах. При такой форме презрения к ученикам он повторяет или переставляет буквы и слоги, пишет лишние буквы в слове или не вешает в конце слов; пишет слова с предлогами вместе и с приставками отдельно. Дисграфия на основе насилия лингвистического анализа и синтеза встречалась почти часто среди студентов.

Грамматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильной сменой слов на падежи, формы и числа; нарушением координации слов в предложении; нарушением конструкций (неправильная последовательность слов, пропуск из вашей части предложения и др.). Грамматическая дисграфия обычно сопровождается общим недоразвитием речи, сопровождающимся алалией, дизартрией.

При оптической дисплазии в письме заменялись или смешивались графически похожие буквы. Если нарушается усвоение и воспроизведение отдельных букв, говорят о буквальной оптической дисграфии; если нарушается форма букв в слове, то о словесной оптической дисграфии. Типичные ошибки, возникающие при оптической дисграфии-это надписывание или добавление элементов букв (вместо m; x-F и наоборот), зеркальное написание букв.

Часто при дисграфии выявляются неречевые симптомы: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение памяти и др.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии в работе логопеда основана на механизмах и формах насилия словесного письма. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в произношении звуков и фонематических процессах; обогащение словарного запаса и формирование грамматической части речи; развитие связной речи. Важным в структуре формирования речи для коррекции дисграфии является развитие аналитической и синтетической деятельности, пространственного анализа и восприятия, памяти, мышления и двигательной сферы. Приобретенные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и восстановительного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...