Программа "Грамотейка"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотейка" для младших школьников 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramoteyka_1-4_kl._beketova_o.b._2017_uch.g.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» ___________Н.П. Сорокина приказ № 117от 11.09.2017 г. Протокол заседания педагогического совета № 1 от 11.09.2017 г. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Грамотейка»
Направленность: интеллектуальное
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации:1 год (36 часов)
Составитель: Бекетова Ольга Борисовна педагог дополнительного образования МБОУ «Большетарховская ОСШ» |
с. Большетархово, 2017
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» относится к интеллектуальной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гармоничного развития дошкольников.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». При составлении программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова / Москва: 2015. (ГАОУВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной работы Департамента образования г. Москвы).
1.2.Актуальность программы. На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты речь, память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительные особенности программы:
1.Опеделение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
1.3.Новизна программы заключается в системном подходе к формированию правильной речи у учащихся, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности.
Адресат программы - дети 7-10 лет, посещающие среднюю общеобразовательную школу, желающие получить дополнительные услуги в сфере интеллектуального развития.
Наполняемость группы – 8 детей школьного возраста.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 9 месяцев, 36 часов.
Формы обучения – очная, образовательная и досуговая деятельность.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в классе, большая часть организована как индивидуальная работа с детьми. Приоритетное внимание уделяется развитию личностных качеств, познавательных и коммуникативных способностей.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия - 45 минут.
1.4.Цели и задачи программы
Основная цель программы: формирование правильной устной и письменной речи у учащихся.
Задачи:
- формировать правильную речь как средство общения и культуры;
- развивать коммуникативные способности и связную речь;
- совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
- развивать звуковую аналитико-синтетическую активность как систему обучения грамоте.
- развивать познавательные способности.
1.5. Содержание программы
Учебный план
№ | Разделы тем | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1. | Коммуникативные способности | 8 | 12 | 12 | 20 |
2. | Познавательные способности | 25 | 21 | 21 | 13 |
3. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 36 | 36 | 36 |
Название раздела | Содержание раздела |
Вводное занятие | Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Первичная диагностика. |
Коммуникативные способности | Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также формируется правильная речь как средство общения и культуры. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться двигаться. Прилагаемые к урокам песни будут оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. |
Познавательные способности | Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой диагностические, развивающие тренинговые упражнения и игры. |
Итоговое занятие | Праздник «Вот какие мы, ребята, заводные» (совместно с родителями) |
1.6.Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- определяет и высказывает под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
- определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий;
- высказывает своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- работает по предложенному учителем плану;
- отличает верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находит ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находит и формулирует решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушает и понимает речь других;
- читает и пересказывает текст;
- совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывает признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделяет существенные признаки предметов;
-сравнивает между собой предметы, явления;
-обобщает, делает несложные выводы;
-классифицирует явления, предметы;
-определяет последовательность событий;
-судит о противоположных явлениях;
-даёт определения тем или иным понятиям;
-определяет отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявляет функциональные отношения между понятиями;
-выявляет закономерности и проводить аналогии.
2.Организационно-педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график.
Начало учебного года 01.09.2017г. 36 учебных недель.
1 полугодие – 17 учебных недель.
Зимние каникулы с 29.12.17г. по 08.01.18г.
2 полугодие – 19 учебных недель.
Весенние каникулы – с 26.03.18г. по 31.03.18г.
Праздничные дни: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая.
Запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых результатов.
2.2. Условия реализации программы.
Для прохождения программы необходимо наличие освещенного и проветриваемого кабинета, оснащенного необходимыми материалами (столы, стулья по количеству детей).
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Методические пособия для педагога: методическая литература по программе, тематические подборки, конспекты занятий.
Методические подборки для учащихся:
тематические подборки (иллюстрации, презентации)
Средства:
1. Наглядный материал: иллюстрации, схемы, мнемо-таблицы, иллюстрации.
2. Методическая литература: книги, журналы, рабочие тетради.
3. Материалы и оборудование: массажный шарик Суд-жок, счетные палочки, игрушки для развития воздушной струи.
4. Технические средства: компьютер, проектор.
2.3. Формы аттестации.
Формы подведения итогов: в течение срока обучения систематически проходят конкурсы, мероприятия, открытые уроки. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Грамотейка» является заключительное мероприятие , на котором подводятся итоги обучения, проходит награждение воспитанников дипломами.
2.4.Методическое обеспечение программы.
Проводится работа с родителями: беседы, консультации, комментарии по итогам занятия, рекомендации по развитию речи, дается информация по возрастным особенностям детей, активизации внимании и т.д.
Для развития речи у учащихся программой предусмотрены следующие формы и методы.
Формы занятий:
Аудиторные: тематические, игровые, урок-презентация;
Внеаудиторные: экскурсии в музей, в клуб, практические уроки;
Итоговые: праздники, открытые уроки, конкурсы.
Методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса:
Словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж.
Наглядные: демонстрация (иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала)
Практические: наблюдение, практическое задание, самостоятельная работа, упражнение.
Работа объединения основана на следующих принципах:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход;
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Тематическое планирование в 1 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | Количество часов | Вид деятельности | Средства контроля, сроки реализации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Сентябрь | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Диагностика развития речи. | 1 | 1 | Беседа | ||||
3 | «Игрушки». Развитие диалогической речи. Игры на развитие восприятия и внимания. | 1 | 1 | Занятие | ||||
4 | «Времена года. Осень». Развитие диалогической речи. Игры на развитие внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
5 | Октябрь | Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Развитие связной речи. | 1 | 1 | Занятие | |||
6 | «Овощи и фрукты». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
7 | «Лес. Грибы и ягоды». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
8 | «Птицы». Развитие связной речи. Совершенствование воображения. | 1 | 1 | Занятие | ||||
9 | Ноябрь | «Семья». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
10 | «Части тела». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
11 | «Посуда». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. | 1 | 1 | Занятие | ||||
12 | «Продукты питания». Развитие монологической речи. Игры на развитие слуховой памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
13 | Декабрь | «Одежда». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
14 | «Зима». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | Занятие | |||||
15 | «Новогодний праздник». Обучение рассказыванию по памяти. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | 1 | Занятие | ||||
16 | «Домашние животные». Обучение рассказыванию по памяти. Развитие логического мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
17 | Январь | «Дикие животные наших лесов». Обучение рассказыванию по воображению. Развитие концентрации внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
18 | «Дикие животные холодных и жарких стран». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
19 | «Рыбы». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
20 | «Наша село». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
21 | Февраль | «Дом и его части». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
22 | «Мебель». Совершенствование воображения. Игра на развитие мелкой моторики. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | ||||
23 | «Профессии». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
24 | «Хлеб». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
25 | Март | « Транспорт». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | |||
26 | «Весна». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
27 | «Насекомые». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
28 | «Школа». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
29 | Апрель | «Школа». Игры на обучение грамоте. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | |||
30 | «Перелётные птицы». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
31 | «Сказки». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
32 | «Мир, труд, май». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | 1 | Занятие | ||||
33 | Май | «День победы». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | |||
34 | «Лето». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
35 | Диагностика. | 1 | 1 | Занятие | ||||
36 | Итоговое мероприятие | 1 | 1 | Мероприятие | Подведение итогов | |||
Итого | 36 | 2 | 34 |
Тематическое планирование во 2 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | Количество часов | Вид деятельности | Средства контроля, сроки реализации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Сентябрь | Вводный урок. | 1 | 1 | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Диагностика развития речи. | 1 | 1 | Беседа | ||||
3 | «Игрушки». Развитие диалогической речи. Игры на развитие восприятия и внимания. | 1 | 1 | Занятие | ||||
4 | «Времена года. Осень». Развитие диалогической речи. Игры на развитие внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
5 | Октябрь | Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Развитие связной речи. | 1 | 1 | Занятие | |||
6 | «Овощи и фрукты». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
7 | «Лес. Грибы и ягоды». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
8 | «Птицы». Развитие связной речи. Совершенствование воображения. | 1 | 1 | Занятие | ||||
9 | Ноябрь | «Семья». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
10 | «Части тела». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
11 | «Посуда». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. | 1 | 1 | Занятие | ||||
12 | «Продукты питания». Развитие монологической речи. Игры на развитие слуховой памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
13 | Декабрь | «Одежда». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
14 | «Зима». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | Занятие | |||||
15 | «Новогодний праздник». Обучение рассказыванию по памяти. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | 1 | Занятие | ||||
16 | «Домашние животные». Обучение рассказыванию по памяти. Развитие логического мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
17 | Январь | «Дикие животные наших лесов». Обучение рассказыванию по воображению. Развитие концентрации внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
18 | «Дикие животные холодных и жарких стран». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
19 | «Рыбы». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
20 | «Наша село». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
21 | Февраль | «Дом и его части». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
22 | «Мебель». Совершенствование воображения. Игра на развитие мелкой моторики. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | ||||
23 | «Профессии». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
24 | «Хлеб». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
25 | Март | « Транспорт». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | |||
26 | «Весна». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
27 | «Насекомые». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
28 | «Школа». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
29 | Апрель | «Школа». Игры на обучение грамоте. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | |||
30 | «Перелётные птицы». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
31 | «Сказки». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
32 | «Мир, труд, май». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | 1 | Занятие | ||||
33 | Май | «День победы». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | |||
34 | «Лето». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
35 | Диагностика. | 1 | 1 | Занятие | ||||
36 | Итоговое мероприятие | 1 | 1 | Мероприятие | Подведение итогов | |||
Итого | 36 | 2 | 34 |
Тематическое планирование в 3 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | Количество часов | Вид деятельности | Средства контроля, сроки реализации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Сентябрь | Вводный урок. | 1 | 1 | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Диагностика развития речи. | 1 | 1 | Беседа | ||||
3 | «Игрушки». Развитие диалогической речи. Игры на развитие восприятия и внимания. | 1 | 1 | Занятие | ||||
4 | «Времена года. Осень». Развитие диалогической речи. Игры на развитие внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
5 | Октябрь | Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Развитие связной речи. | 1 | 1 | Занятие | |||
6 | «Овощи и фрукты». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
7 | «Лес. Грибы и ягоды». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
8 | «Птицы». Развитие связной речи. Совершенствование воображения. | 1 | 1 | Занятие | ||||
9 | Ноябрь | «Семья». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
10 | «Части тела». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
11 | «Посуда». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. | 1 | 1 | Занятие | ||||
12 | «Продукты питания». Развитие монологической речи. Игры на развитие слуховой памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
13 | Декабрь | «Одежда». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
14 | «Зима». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | Занятие | |||||
15 | «Новогодний праздник». Обучение рассказыванию по памяти. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | 1 | Занятие | ||||
16 | «Домашние животные». Обучение рассказыванию по памяти. Развитие логического мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
17 | Январь | «Дикие животные наших лесов». Обучение рассказыванию по воображению. Развитие концентрации внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
18 | «Дикие животные холодных и жарких стран». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
19 | «Рыбы». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
20 | «Наша село». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
21 | Февраль | «Дом и его части». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
22 | «Мебель». Совершенствование воображения. Игра на развитие мелкой моторики. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | ||||
23 | «Профессии». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
24 | «Хлеб». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
25 | Март | « Транспорт». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | |||
26 | «Весна». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
27 | «Насекомые». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
28 | «Школа». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
29 | Апрель | «Школа». Игры на обучение грамоте. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | |||
30 | «Перелётные птицы». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
31 | «Сказки». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
32 | «Мир, труд, май». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | 1 | Занятие | ||||
33 | Май | «День победы». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | |||
34 | «Лето». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
35 | Диагностика. | 1 | 1 | Занятие | ||||
36 | Итоговое мероприятие | 1 | 1 | Мероприятие | Подведение итогов | |||
Итого | 36 | 2 | 34 |
Тематическое планирование в 4 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | Количество часов | Вид деятельности | Средства контроля, сроки реализации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Сентябрь | Вводный урок. | 1 | 1 | Беседа | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Диагностика развития речи. | 1 | 1 | Беседа | ||||
3 | «Игрушки». Развитие диалогической речи. Игры на развитие восприятия и внимания. | 1 | 1 | Занятие | ||||
4 | «Времена года. Осень». Развитие диалогической речи. Игры на развитие внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
5 | Октябрь | Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Развитие связной речи. | 1 | 1 | Занятие | |||
6 | «Овощи и фрукты». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
7 | «Лес. Грибы и ягоды». Развитие связной речи. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
8 | «Птицы». Развитие связной речи. Совершенствование воображения. | 1 | 1 | Занятие | ||||
9 | Ноябрь | «Семья». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
10 | «Части тела». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
11 | «Посуда». Развитие монологической речи. Игры на обучение учащихся рассказу по серии картинок. | 1 | 1 | Занятие | ||||
12 | «Продукты питания». Развитие монологической речи. Игры на развитие слуховой памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
13 | Декабрь | «Одежда». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
14 | «Зима». Обучение рассказыванию по памяти. Игры на развитие зрительной памяти и мышления. Графический диктант. | 1 | Занятие | |||||
15 | «Новогодний праздник». Обучение рассказыванию по памяти. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | 1 | Занятие | ||||
16 | «Домашние животные». Обучение рассказыванию по памяти. Развитие логического мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
17 | Январь | «Дикие животные наших лесов». Обучение рассказыванию по воображению. Развитие концентрации внимания и мышления. | 1 | 1 | Занятие | |||
18 | «Дикие животные холодных и жарких стран». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка внимания. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
19 | «Рыбы». Обучение рассказыванию по воображению. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
20 | «Наша село». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | ||||
21 | Февраль | «Дом и его части». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 1 | Занятие | |||
22 | «Мебель». Совершенствование воображения. Игра на развитие мелкой моторики. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | ||||
23 | «Профессии». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
24 | «Хлеб». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
25 | Март | « Транспорт». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | |||
26 | «Весна». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
27 | «Насекомые». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
28 | «Школа». Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
29 | Апрель | «Школа». Игры на обучение грамоте. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу. | 1 | 1 | Занятие | |||
30 | «Перелётные птицы». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | ||||
31 | «Сказки». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 1 | Занятие | ||||
32 | «Мир, труд, май». Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | 1 | Занятие | ||||
33 | Май | «День победы». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Игры на обучение грамоте. | 1 | 1 | Занятие | |||
34 | «Лето». Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 1 | Занятие | ||||
35 | Диагностика. | 1 | 1 | Занятие | ||||
36 | Итоговое мероприятие | 1 | 1 | Мероприятие | Подведение итогов | |||
Итого | 36 | 2 | 34 |
Литература
- Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 2012.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М., 2012.
- Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург, 2012.
- Башаева Т.В. Развития восприятия у детей.- Ярославль, 2011.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,2013.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2011.
- Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М., 2013.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М., 2011.
- Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2015.
- Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2015 г