Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР
методическая разработка (средняя группа)

Чистякова Олеся Николаевна

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей с ЗПР  уровень развития мелкой моторики снижен.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

 Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

 Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР

Введение

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.[4,2]. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»[4,5].

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора.

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым  играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей.

Цель: развитие мелкой  моторики кистей рук у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

•        развивать мелкую моторику пальцев рук детей с ЗПР посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

•        создать картотеку пальчиковых игр;

Ожидаемые результаты:

1.        В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.

2.        Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

Актуальность выбранной темы

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей с ЗПР  уровень развития мелкой моторики снижен.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

 Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

 Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка.

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Пальчиковые игры

Октябрь

1

Семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

2-3

Игрушки

Есть у нас игрушки:

(Хлопки).

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

(Руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

4

Я. Части тела и лица.

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

5

Туалетные принадлежности

Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом);

В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево)

Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения,

развешивание белья)

То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх , пальцы разведены в

стороны(фонарики).

Ноябрь

1-2

Одежда

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.)

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики)

3-4

Обувь

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Декабрь

1-2

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал! (Поднимать зажатые кулачки вверх.)

3-4

Новый год. Ёлка

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда

Мороза.)

-Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Январь

3-4

Посуда

Посуду моет наш Антошка,

(Потирать ладошки друг об друга «мыть посуду»)

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.)

5

Продукты питания

Бублик

(Большой и указательный пальцы образуют круг.)

Баранку,

(Большой и средний пальцы

образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы  образуют круг.)

И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

Февраль

1-2

Домашние птицы

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши, 

Все красивы хороши! (Показать все пальчики, «играя» ими.)

3-4

Домашние животные

(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.)

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». 

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

Март

1-2

Мамин праздник

Первые подснежники

(Ладошки сжать друг с другом и

округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу.

(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю.

(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

(Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

(Прижать ладони к груди)

3-4

Дикие птицы

Прилетели к нам вороны,

(Кистями рук помахать (крылья ворон))

Сели рядышком на клены.

(Локти стоят на столе. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки сложить в щепотку «клюв ворон» и качать ими вверх-вниз.)

Стали громко каркать, спорить

(Отводя большой палец вниз, показывать, как открывается «клюв вороны».)

Стали дом из веток строить.

(Пальцами «клювом» брать со стола карандаши, палочки для счета (веточки) из них складывать гнездо.

Апрель

1-2

Дикие животные

Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)

3-4

Транспорт

Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимают и разжимают

пальчики)

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

(Поочередно сжимают

пальчики обеих рук в кулачки,

начиная с мизинца левой руки)

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

5

Май

1-2

Лето. Цветы

Вырос высокий цветок на поляне, (Руки в вертикальном положении, ладони                                               прижаты друг к другу, пальцы округлить.)                                                                                                  

Утром весенним раскрыл лепестки.(Развести пальчики в стороны)

Всем лепесткам красоту и питанье  (Ритмичное движение пальцами  вместе – врозь.)                                                  

Дружно дают под землей корешки. (Тыльные стороны ладоней соединены,     пальцы опущены вниз – корень растения.)                                                

3-4

Лето. Насекомые

(Помахать руками.)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

5

Игры с водой и песком.

Что такое лето?

Загибаем пальцы на каждую строчку:

Это — море света!

Это поле!

Это лес!

Это тысяча чудес!

В синем небе облака!

Пляж и быстрая река!

Это яркие цветы!

Это синь высоты!

Это в мире сто дорог

Для ребячьих резвых ног.

 

Список литературы:

1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2.Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014.

3. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013.

4. Новиковская, О. А. Логоритмика  для дошкольников в играх и упражнениях : практ. пособие для педагогов и родителей.

5.Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006

6. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.

7.  Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.].

8.  Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В моем семинаре - практикуме вы ознакомитесь с невероятно интересными играми,которые улучшат мелкую моторику рук детей. Эти игры я предлагаю проводить как педагогам так и родителям дошкольников....

Конспект по самообразованию на тему "Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста".

Конспект  по самообразованию на тему " Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук  у детей младшего дошкольного возраста."...

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о необходимости проведения пальчиковой гимнастики у дошкольников, т.к. она развивает мелкую моторику рук. Представлен опыт работы....

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Пальчиковые игры важны для развития малыша. Детские психологи считают, что пальчиковая гимнастика не только развивает речь, но и влияет на ее выразительность, делая интонации более богатыми. Есть мног...

«Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.В младшем дошкольном возрасте особое значение для развития мелкой моторики...