Эффективное построение общения и взаимодействия с родителями
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»
Мастер-класс:
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями».
Подготовил:
Педагог-психолог
1 квалификационной категории
Макарова Юлия Анатольевна
п. Тюльган-2016 год.
Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов ДОУ
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Содействовать повышению уверенности в себе;
3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
План проведения:
Практическая часть:
1. Упражнение. Возьми салфетки
Цель: Знакомство; создание в группе веселой позитивной атмосферы.
Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
2. Притча «Страшный сон» (5 мин)
Инструкция: Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то- же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? » - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего мастер-класса?
- В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?
- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
Теоретическое вступление
3. «Правила построения эффективного общения».
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
• Улыбка,
• имя собеседника
• комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
- Иногда, даже без слов, только по взгляду, можно догадаться о чём нам хотят сказать. А всегда ли мы правильно понимаем, чего от нас ожидают, мы сейчас узнаем.
4. Игра «Сделай так, чтобы тебе похлопали»
Педагог-психолог просит 2-3 человек выйти за дверь. Задача остальных участников повторять за игроком все его действия. Задача игрока: сделать так чтобы ему похлопали.
Так-же бывает, общаясь с родителями, мы говорим им очевидные вещи, а они нас не понимают.
- Сейчас я раздам вам карточки. Вы должны произнести одну и ту-же фразу, но с разной интонацией.
5. Игра «Тренировка интонации».
Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
Произнести эти фразы с оттенками, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
6. Психотехническое упражнение «Давление».
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас) .
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
7. Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным родителем».
- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудных» родителей условно можно разделить на 2 группы:
•1 группа - Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, родительское бессилие в воспитании своего ребенка.
•2 группа - Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи
- Когда мы общаемся с так называемыми «Трудными» родителями, педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю.
На первой фазе общения с ними, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.
- Как же вести себя с 1 группой родителей, когда они приходят к нам вот с такими претензиями: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком! »; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей! ».
Как показывает опыт, в случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча. Необходимо дать родителю, в форме монолога, высказать свои претензии. Вы же должны оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.
А в случае с «жалующимся» родителем, который говорит что: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам! ». Спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть.
8. Игра «Волшебная шляпа».
(Участники остаются в тех же кругах) для игры необходимо 2 шляпы, одна условно – родитель, вторая – педагог.
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпы по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого осталась шляпа «Педагог» одевает её на себя и говорит комплимент тому, у кого шляпа «Родитель». Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
По окончании игры обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, тогда его легко говорить и приятно принимать.
9. Рефлексия.
У вас в канвертах список качеств, важных для общения. Вам необходимо из них собрать цветок «Правила эффективного общения». Цветок дожен состоять из 5-6 самых главных на ваш взгляд качеств. Серединка цветка, зависит от того на сколько вам понравился мой мастер-класс. Если он был интеререс и полезен, то выберите серединку желтого цвета, если нет – синего.
10. Упражнение «Три настроения».
На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:
- Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные» и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).
- Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает).
- Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).
Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.
Спасибо за внимание! Желаю всем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...
Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...
Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагоговв общениии взаимодействии с родителями....
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...
Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
В системе детский сад-семья используются трдиционные и не традиционные формы работы...
Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...