Картотека арт-терапевтических игр для занятий с дошкольниками.
картотека по коррекционной педагогике

Вальтер Татьяна Викторовна

арт-терапевтические игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_art.docx142.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

детский сад «Радуга» с. Мамонтово

Картотека арт-терапевтических игр для занятий с дошкольниками.

C:\Users\Радуга\Desktop\АРТ- ТЕРАПИЯ ФОТО\s1200.jpg

                                         Подготовила: педагог-психолог Вальтер Т.В.

Мамонтово 2018

Картотека арт-терапевтических игр для занятий с дошкольниками.

«В заколдованном замке».

Развиваем воображение, умение видеть мир в живых образах, пробовать передать характеры, которые могли бы быть у предметов.

Перед занятием напомните детям сказку про Красавицу и Чудовище. Заметьте, что в замке Чудовища все предметы были живыми: умели разговаривать, ходить, петь. «Конечно, это были люди, которых заколдовали. Скажите, а могут ли разговаривать настоящие вещи?» Ответы принимаются любые, от согласия до полного отрицания. «Давайте станем добрыми волшебниками и попробуем оживить предметы».

Приготовьте заранее несколько рисунков обычных предметов: яблоко, комод, ветка дерева… Попросите детей дорисовать к этим предметам глаза, руки, ноги, т.е. оживить их. Каждый ребенок получает несколько пробных рисунков. Первый рисунок оживляет взрослый, показывая, как может измениться неодушевленный рисунок, как у неживого предмета появляется характер, эмоции.

Затем дети берут листы формата А4 и простыми карандашами рисуют сюжетные картинки, на которых все вещи и предметы живые, а затем разукрашивают. Например, если ребенок рисует комнату, значит вся мебель в ней с глазками, носиками и т.д. Попросите детей создать картины, в которых вещи будут взаимодействовать друг с другом.

Арт-терапия «В заколдованном замке». В качестве примера можно использовать сказку «Чиполлино».

«Превращаем сложное в простое».

Учим ребенка видеть в сложных образах простые составляющие элементы, наблюдать.

 

Для занятия потребуется много шаблонов геометрических фигур разного размера: овалы, квадраты, треугольники, круги, трапеции, прямоугольники. Будет удобно, если они будут выполнены из пластмассы или жесткого картона и не соединены друг с другом. Рисуем цветными карандашами.

Чтобы ребенок включился в работу, предложите ему увидеть фигуры в несложных вещах: картина – прямоугольник, стол – овал, цветочный горшок – призма, тарелка – круг… Затем задание усложните: неваляшка – два разных по величине круга, цветочный горшок с кактусом – призма и овал. Если ребенок отказывается работать, пойдите от обратного: нарисуйте фигуру и спросите на что она похожа, что нужно дорисовать, а потом в дорисованных частях помогите ребенку увидеть простые фигуры.

Задача ребенка в том, чтобы используя только шаблоны создать образ, композицию или несложный сюжет. Обязательно нужно разукрасить получившуюся картину.

Арт-терапия «Превращаем сложное в простое». Разминкой может быть подбор и составление простых образов (кошка, машинка, домик) из вырезанных цветных геометрических фигур.

«Дорисовка предметов

по заданным контурам».

Развиваем усидчивость, воображение, зрительную память, ассоциативное мышление.

Такое задание может быть очень сложным для детей с плохо развитым воображением, поэтому несколько минут в начале занятия потратьте на тестирование детей. Например, нарисовав половинку круга, спросите: «Чем это может быть?» Дорисовывайте образы, в зависимости от ответов детей, (круг, колобок, неваляшка, снеговик…)

 

Дорисовка предметов по заданным контурам

Дети должны понять смысл задания, расслабиться и начать фантазировать.

Рисуем на листе формата А4 несколько (две — пять) не прямых линий: дуги, ломаные, спирали…

Выдав ребенку подготовленный таким образом лист, просим его дорисовать рисунок.

Можно заготовить шаблоны с разными линиями и предложить детям на выбор. Если шаблоны одинаковые, то детей нужно рассадить отдельно друг от друга, а затем обязательно сравнить получившиеся образы.

У детей могут получаться цельные законченные картины, как на представленном примере, или отдельные персонажи и предметы.

Арт-терапия «Дорисовка предметов по заданным контурам» занятие сложное, как для создания образа картины, так и для воплощения, задуманного в рисунок.

«Витражи».

Создаем картины на тему: «Разноцветные стекла», «Времена года», «Рисунки Деда Мороза» и т.д.

Для рисования потребуется лист формата А4, разделенный на части (от восьми и больше). Сначала рисуем карандашом тонкие линии в виде снежинки, а затем проводим по ним клеем ПВА. Из флакона с дозировочным носиком выдавливаем по карандашным рисункам дорожки. Клею необходимо время, чтобы высохнуть.

Для каждого ребенка следует заготовить не менее трех листов с витражами разной формы.

Сам рисунок можно делать или на одну тему: только зима, или только весна, или только лето, или только осень или распределить так, чтобы времена переходили одно в другое. Каждый раз, давая ребенку новый лист, меняйте тему. Если ребенок предлагает свою тему для витражей, согласитесь с ним.

Дети могут рисовать то, что считают относящимся к данному времени года или заданной теме. Рисунок ассоциативный, поэтому не стоит настаивать на его понятном выполнении для окружающих.

Желательно, чтобы маленькие рисунки помещались на одном витраже. Иногда дети просто разукрашивают витраж, не желая создавать внутри рисунок.

Арт-терапия «Витражи» развивает ассоциативное мышление и образное восприятие действительности.

«Фотокопия».

Экспериментальное рисование с помощью воска (парафина) и акварельных красок.

Для занятия потребуется лист формата А4, желательно для работы с акварелью. Такой лист очень хорошо впитывает воду с краской и как бы забирает, стягивает на себя излишки влаги, покрывающие парафин. На таком листе рисунок будет более отчетливым.

Первый рисунок делаем пробный. Сначала ребенок свечкой восковой или парафиновой наносит на белом листе бумаги рисунок. Чаще всего изначально это завитушки, крючочки, круги. Затем лист закрашиваем полностью тонким слоем акварельной краски. Вода с воска стечет и впитается в бумагу и на цветном фоне останется проступающий рисунок.

Проба необходима, потому что ребенок не всегда может сориентироваться и увидеть след оставляемый свечкой. Ему необходимо время и некоторый навык, чтобы приспособиться, поменять угол зрения, почувствовать механизм рисования свечкой.

Второй рисунок делаем тематический. Темой рисунка могут быть: морозные узоры на окне, подводный мир, космос и др. Здесь ребенок оттачивает уже приобретенный навык: изменяет ширину линий, создает настроение, продумывает детали.

Третий рисунок делаем на свободную тему. На этот рисунок нужно дать больше времени, желательно включить спокойную музыку. Иногда дети не доходят до третьего рисунка и очень надолго задерживаются на тематическом рисунке, не стоит их отвлекать и включать в следующую работу, потому что часто эти рисунки также получаются очень глубокими.

Арт-терапия «Фотокопия» открывает скрытые стороны детей, процесс проступания воскового незаметного рисунка при нанесении фона вызывает у детей желание показать, то что часто не находит выхода в силу застенчивости, неуверенности или нерешительности детей. Это могут быть как положительные, так и отрицательные стороны ребенка.

«Путешествие по миру»

индивидуальное занятие.

Не только взрослые любят помечтать, куда они поедут в отпуск: Греция, Турция, Франция, Таиланд и другие страны. Для современного человека эти путешествия ограничиваются только количеством средств и времени.

 

У ребенка представления о мире более радужны, в каждой стране он видит не только географическое местоположение и необыкновенные достопримечательности, а настоящую волшебную сказку. Ребенок вкладывает в каждое историческое место мифический смысл и приписывает ему необыкновенные приключения, которые могут там случиться.

Обращали ли вы внимание, как приехав на новое место, ребенок всему беззаботно радуется и искренно удивляется новому. Также он ведет себя мечтая. Он никогда не видит себя проигравшим, из всех приключений выходит победителем.

Лучше всего это занятие провести в виде коллажа. Если есть большая карта мира – это как раз то, что нужно, если нет – возьмите лист А1, распечатайте на листах А4 отдельно континенты и приклейте каждый на свое место. Для ребенка этого вполне достаточно.

Если принтер под рукой, тогда распечатайте достопримечательности разных стран (в любом масштабе), а можно просто взять вырезки из журналов.

Дети с удовольствием берутся за такую работу. Им даже не нужно объяснять, что делать. Сразу же начинаются рассказы, где они хотели бы побывать, что увидеть. Детали вырезаются, иногда дети уточняют из какой страны та или иная достопримечательность, просят помочь найти нужную страну на карте. Прокладываются маршруты будущих путешествий.

«Путешествие по миру» очень позитивное занятие, кроме того, коллаж снижает тревожность быть оцененным: «Я не рисовал, я только вырезал».

«Цветик — семицветик».

Учим детей смешивать цвета, экспериментировать и получать из основных цветов дополнительные.

В качестве основы возьмите лист формата А3 и заранее нарисуйте на нем цветок большого масштаба. Лучше всего если этот цветок будет не просто нарисован, а еще и обведен рельефным контуром. Создавать контуры можно с помощью клея ПВА, выдавливая его из тюбика тонким жгутом. Когда клей просохнет, лепестки будут отделяться и закрашивать краской их будет проще и аккуратнее.

 

Выдаем детям пять гуашевых красок: три основные (желтая, красная, синяя) и две ахроматические (черная и белая), палитру и листы для пробы получившихся красок.

Объясняем: чтобы получить яркие цвета нужно брать много белого и добавлять понемногу краску другого цвета; если смешивать основные краски, то можно получить другие цвета; если в любую краску добавить черный цвет, то краска станет очень темной. Дайте детям возможность посмешивать цвета и поэкспериментировать.

Каждый раз, смешав цвета, ребенок пробует его на бумаге и если его устраивает результат, то разукрашивает один лепесток у цветка.

«Цветик — семицветик». Ребенок учится свободно экспериментировать.

«Рисунок листьями».

Оно способствует развитию творческих способностей ребенка, полету фантазии и доставляет немало удовольствия.

 

Для этого необходимо собрать самые красивые осенние листья, достать гуашь и листы А3 и начинать творить. Если у вас дефицит с гуашью, то можно сделать красящую смесь. Для этого берем клей ПВА, наливаем его в небольшие тарелочки и добавляем немного гуаши. Такая «краска» легче отстирывается с одежды и оттирается со стола.

Первый лист можно потратить на пробы. Раскрашивайте листья разными красками и делайте оттиски. Когда начнут получаться оттиски, устраивающие ребенка, можно переходить на другой лист и создавать картину.

Листьями очень удачно можно нарисовать осенний лес, рыб, цветы, бабочек и т.д.

В конце занятия предложите ребенку золотую и серебряную гуаши. Обычно это вызывает новый эмоциональный всплеск, и работа начинается заново. Золотой и серебряной краской закрашиваются листья, делаются оттиски, докрашиваются ранее сделанные рисунки, дорисовываются новые детали.

Рисунок листьями веселое и чумазое занятие, заранее обезопасьте пол, стол и одежду, чтобы ребенка не останавливали ваши замечания.

«Цвета настроений».

Оно позволяет продиагностировать психологическое состояние ребенка.

 

Необходимо взять листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также еще понадобится палитра.

Сначала с ребенком необходимо провести беседу на тему, какие бывают у человека настроения. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложите определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный), определения ребенка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый). Желательно определения цветов записать, для облегчения диагностики.

Второй этап – попробуйте порисовать на А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть можно выразить, нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т.д.

Даже сама подготовительная работа уже является диагностической, потому что в этот момент ребенок рассказывает о том, какие вещи или события вызывает у него определенные эмоции. Особенно интересны черные рисунки. Гиперактивные дети, находящиеся постоянно в приподнятом настроении, рисуют бегущих человечков, красных, желтых или начинают активно смешивать краски, чтобы получить необходимый им цвет. Красные и розовые сердечки (бантики, цветочки) рисуют романтически настроенные девочки, которым хочется получать больше внимания и заботы. Дети, боящиеся собак, рисуют их черным цветом.

Заключительный этап – ребенку дается большой лист А2 и формулируется задание: нарисуй свое настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка, не прибегая к помощи психолога.

Цвета настроений – арт-терапевтическое занятие, позволяющее родителям без лишних расспросов ближе узнать своих детей. Это занятие помогает понять ребенка и, возможно, помочь ему.

Портрет на полу.

Для того, чтобы создать собственный портрет на полу, необходим помощник, который обведет контур. Желательно, чтобы дети самостоятельно обводили друг друга. Это доставляет им много удовольствия, так как приобретается необычный ранее неизвестный опыт рисования.

Рисовать можно как на полу, так и на обоях. Дошкольникам сложно рисовать на обоях, рисунок на полу предпочтительнее, он позволяет малышу легко стереть мел и подправить неточности. Кроме того, мелом сложно провести тонкие линии, а толстые психологически снижают требования к качеству работы, движения руки более широкие, сильные и свободные, такая работа не вызывает утомления.

В зависимости от того, как будет рисоваться портрет, можно сделать выводы, что беспокоит ребенка, какой он, с какими из его проблем стоит работать в первую очередь. Если ребенок отказывается прорисовывать лицо, значит у него низкая самооценка; рисует лицо, но не рисует рот – проблемы с общением, это могут быть дефекты речи, не возможность сформулировать мысль, подавляющее мнение большинства и т.д. В каждом индивидуальном случае необходимо разбираться отдельно, но уже сам процесс рисования дает сильный арт-терапевтический эффект.

Обычно детям нравятся их портреты и если они были сделаны на обоях, малыши их с удовольствием забирают домой, неоднократно возвращаются к ним: подрисовывают, дополняют и уточняют.

Портрет на полу, как и любой психологический тест, это не статичный монолит. Это срез состояния ребенка на данный конкретный момент. Обнаружив проблему, проработав ее, через месяц можно уже получить совсем другой автопортрет.

«Золотая осень» — рисунок пальцами.

Перед рисованием даем возможность детям поиграть с осенними листьями. Обратите их внимание на то, какие листья яркие, разноцветные. Также покажите детям рябиновую ветку с созревшими ягодами. Воссоздаем в сознании детей образ золотой осени, сияющей разными красками. В этом могут помочь и фотографии и рисунки.

 

Для работы понадобятся листы формата А3, гуашевые краски и палитра.

Ребенок выбирает краски, которые, по его мнению, подошли бы для изображения золотой осени, и заполняет палитру. Из четырех–пяти основных выбранных красок, предлагаем детям получить несколько дополнительных.

Затем под спокойную, грустную, «осеннюю» музыку дети пытаются передать свое ощущение осени: разноцветные штрихи, точки, линии. В этом случае не создается какой-то конкретный предмет, а передается настроение.

Такая работа снимает напряжение, потому что между пальцами и бумагой нет карандаша или кисточки, так ребенку рисовать легче.

Попытка передать настроение тоже снимает оценочный критерий. Нельзя сказать: это настроение нарисовано правильно, а это — нет. Ребенок расслабляется и начинает творить спонтанно.

«Золотая осень» — занятие, развивающее цветовосприятие и спонтанность проявления эмоций.

«Солнышко».

 Для его выполнения необходимо вырезать круг и расчертить его на части. Чем больше диаметр круга, тем лучше, а число частей должно быть равно количеству детей. 5-6 человек – это наиболее желательная группа. Если вы делаете Солнышко со своим ребенком, тогда разделите круг на две части: одна ваша, а другая его.

 

Также вам понадобятся лучики. Нарежьте полосы белой бумаги. Каждая полоска шириной от двух до пяти сантиметров. Каждому ребенку должно достаться не менее двух полос.

Солнышко не однозначное занятие. Одни дети любят его, а другие нет.

Солнышко – коллективная работа, и не всем детям нравится работать сообща. Во время коллективной работы необходимо, чтобы дети рисовали только на своем кусочке листа, а если они хотят нарисовать еще где-то, то придется спросить разрешения у хозяина. Это занятие дает возможность оценить место ребенка в коллективе. Сразу видно, стремится ли малыш быть лидером или нет, старается ли он захватить чужое пространство, умеет ли отстаивать свое.

Солнышко – дает возможность объяснить ребенку его местоположение в социуме. Хочет он или нет, но ему приходится учитывать мнение других, отстаивать свои интересы, делить пространство и краски, договариваться и предлагать новые решения.

«Колпачок клоуна».

Направлено на создание ситуации успеха.

Психологически ощущение успеха связано с образом клоуна, который у детей ассоциируется с праздником, весельем, счастьем. Счастливый человек не может быть неуспешен, он радуется сам и радует других. Образ клоуна вызывает у детей желание весело провести время, подурачиться, никого не обижая.

Эффект от занятия будет еще сильнее, если дать детям возможность нарядиться клоунами. Прозрачные платки, вместо плащей, накладные носы, новогодние рожки и мишура – все подойдет для наряда клоуна. Можно даже разрешить детям разукрасить лица акварелью или нанести косметику.

После этого детям раздаются заготовки для колпачков клоунов. Размер заготовок должен укладываться в формат А4. Вырезается полукруг, который сворачиваясь, образовывал бы колпак.

Дети гуашью или смесью гуаши и клея ПВА (см. статью «Рисунок листьями») разукрашивают колпачки, как кому захочется. После высыхания колпачки скрепляются степлером, к ним прикрепляются завязки или резиночки.

Хорошо будет, если каждый ребенок придумает какой-нибудь клоунский номер. Часто дети изображают комические ситуации из жизни: человек упал, подавился, чего-то испугался и т.д. Если малыш отказывается от клоунады, не стоит его уговаривать.

В колпачке клоуна ребенок не боится быть смешным. Он веселит других, и при этом, не наносится урон его самолюбию. «Колпачок клоуна» позволяет ребенку научиться отделять ситуацию от своего Я и не воспринимать бытовые неудачи, как трагедии.

«Мандала или рисунок в круге»

Понадобится нарисовать круг на листе А3. Рисовать можно гуашью, акварелью, карандашами, восковыми мелками и т.д. Рисунок может быть на заданную или на свободную тему. Существуют уже нарисованные мандалы, и ребенок их только раскрашивает, выбрав понравившуюся.

 

Часто дети не удерживаются в рамках круга и выходят за него. Такие проявления не только не останавливаются, но приветствуются.

Мандала — показательная вещь. Это как бы фокус, в котором сосредоточена жизнь ребенка. Например, девочка нарисовала в круге принцессу, гуляющую с собакой на поводке. Собака в зубах несла куклу. Оказалось, что две недели назад дедушку укусила на улице собака. Ребенок не вывел в область осознанного, что испугался, но подсознательно знает, что человек может стать беззащитной игрушкой для собаки.

Все, расположенное в верхней части круга относится к сознанию, а в нижней части – к подсознанию. Разобраться в цветовой гамме поможет занятие «Цвета настроений», где мы уже определяли ассоциации ребенка с конкретными цветами.

Мандалы для разукрашивания обычно способствуют психологическому успокоению ребенка, сглаживает эмоциональные всплески. Периодически ребенку можно давать не сложные мандалы вместо раскрасок.

Мандала или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.

«Продолжи рисунок» — коллективное занятие.

Необходимо взять большой лист (А2, А3), для рисования — карандаши или фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, нужно нарисовать одну деталь ведущему (овал, круг).

Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. Когда дети сидят за одним столом, будет проще, если рисунок передают по или против часовой стрелки.

 

Также, должна быть задана тема рисунка: человек (конкретный – клоун, водолаз, повар, Карлесон или абстрактный), космос, детская площадка, магазин и т.д.

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Во время рисования тема может измениться до неузнаваемости. Весь лист может быть закрашен в разные цвета, человек станет монстром, а поверх планет будут нарисованы каракули – это ракета летала!

Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

Во время занятия, когда дети уже включились в работу, изначальный замысел уже не имеет смысла, каждый доволен своими достижениями и когда не получается красивый рисунок, ответственность лежит на всех, а ни на ком-нибудь конкретно.

Занятие «Продолжи рисунок» учит работать в команде. Оно обычно сопровождается смехом и объединяет детей.

«Монотипия».

Создаем симметричные оттиски рисунков.

Эта техника схожа в исполнении с кляксографией. Однако, вместо клякс ребенок создает осознанный рисунок и делает его оттиск. Лучше всего предложить детям нарисовать картинку, связанную с водой. В воде могут отражаться любые предметы. Также можно использовать для отражения зеркало.

Для рисования понадобится лист (можно цветной) формата А4, и гуашь. Лист складываем пополам. Одна часть будет являться яркой реальной половиной, а другая – отраженной.

Можно рисовать по одной фигуре или предмету и делать отпечаток отдельно каждого. Если ребенок будет разукрашивать сразу полностью рисунок, то успеют высохнуть те детали, которые были разукрашены первыми и монотипии может не получиться. Если же ребенок будет торопиться и разукрашивать быстро, то рисунок получится очень не аккуратным, что может расстроить самого автора.

После создания основных деталей монотипии создаем для воды голубой фон, а для зеркала, — любой нежный прозрачный цвет: желтый, розовый, сиреневый, голубой, зеленоватый и также делаем оттиск.

Затем прорисовываем детали на верхней половине, уточняем контуры, а нижнюю половину оставляем размытой. Если рисовали отражение в зеркале, — создаем зеркалу рамку.

Арт-терапия «Монотипия». Кропотливая работа, может являться диагностической, показывающей отношение ребенка к окружающему миру.

«Страшная маска».

 Направленное на преодоление страхов.

Для занятия потребуются бумага формата А4 и гуашь, краски, карандаши, восковые мелки и др. Могут понадобиться лоскутки материи, клей, степлер, цветные нитки, пластилин, природные материалы (семечки, крупа, листья, шишки).

На листе А4 рисуется овал. Дети постарше рисуют сами, а малышам помогает ведущий. Оставляем место для глаз. Затем дети приступают к работе и превращают овал в страшную маску.

Когда маска будет готова, лишняя бумага по контуру обрывается или обрезается, делаются отверстия для глаз и дети примеряют свои маски. При этом они кричат, рычат и пытаются напугать друг друга и ведущего. Каждая желающая маска может устроить представление, рассказать про себя, чем она страшна, чего она боится сама и как ее можно прогнать.

Также после создания маски дети охотно рисуют страхи, некоторые соглашаются нарисовать свои, но чаще просьбу необходимо сформулировать так: «Нарисуйте, чего могут бояться люди».

После рисования проводится ритуал уничтожения страхов. Обычно это общее сжигание рисунков. Страхи также можно рвать, топтать, мять, смывать их водой, закрашивать красками.

Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

«Небо».

 Позитивно настраивающее ребенка на будущее.

Для занятия понадобятся листы А3 (если дети рисуют индивидуально) или А1 (если работа коллективная). Также могут понадобиться пульверизаторы с окрашенной гуашью водой, губки для мытья посуды, зубные щетки, мятые газеты. Все эти приспособления позволяют оставить на бумаге брызги, не полностью закрашенные бесформенные пятна, параллельные полосы различной траектории.

Детям предлагается нарисовать небо (это может быть космос), куда они хотели бы полететь, если бы были путешественниками. Чаще всего такая формулировка настраивает ребенка на позитивное будущее. Он представляет себя взрослым самостоятельным человеком, который сам определяет, куда он хочет ехать. Ребенок в этой ситуации перестает быть зависимым от родителей, ему не нужно просить и оправдываться. К тому же образ неба заключает в себе простор, выбор и свободу. В результате создается позитивное отношение к рисуемому небу и к будущему в целом. Также многовариантность предлагаемых материалов для рисования способствует свободе выбора ребенка.

При коллективной работе необходимо договориться какое небо будет нарисовано (дневное, вечернее, ночное или космос). Чаще всего дети выбирают космос, он более не определен.

«Небо» при любом из вариантов работы (индивидуальном или коллективном) получается каждый раз неповторимым, необычным и многообещающим. Эти рисунки можно использовать в других занятиях в качестве фона.

«Новые планеты».

 Арт-терапевтическое занятие, которое может служить продолжением занятия «Небо», а может быть и самостоятельным.

Нарисовав космос, дети стараются наполнить его. Для этого они создают планеты. На занятие потребуются круги различного диаметра (от кругов большого диаметра, вырезанных из А3 – самостоятельное занятие до маленьких кругов – продолжение «Неба»), гуашь, акварель, восковые мелки, клей ПВА, манка, крупы.

 

Ребенок выбирает круг понравившегося ему диаметра, нужные материалы и начинает работу. Часто дети выбирают сыпучие материалы, особенно манку. Она легко прилипает к бумаге, кроме того, после просушки планету, обсыпанную манкой, можно разукрасить акварельными красками. Рисование на манке очень специфичное: на кисточку необходимо набрать побольше воды и слегка дотрагиваться до манки. Краска сама растекается по манке и создает необыкновенные пятна, напоминающие по очертаниям материки и океаны.

Кроме самого процесса рисования, ребенок придумывает, что это за планета, дает ей название, решает, кто будет жить на этой планете, как выглядят жители, какие они добрые или злые, чем занимаются и т.д.

Рисуя «Новые планеты» дети часто создают их не одну, а несколько. При этом, планеты отличаются друг от друга по размеру, манере выполнения и характеру.

«Цветущий луг».

 В этом занятии дети пробуют создать образ яркого цветущего луга и передают ощущение знойного солнечного лета.

Занятие выполняем в два этапа.

На первом — создаем фон. Для этого подойдет способ рисования по мокрому. Лист формата А3 широкой кистью или губкой хорошо смачиваем водой, а затем свободно закрашиваем акварельными красками поверх влажного листа. Краска при этом растекается, создавая причудливые разводы и полутона. Такой фон сохнет очень долго, его нужно сделать заранее.

Если детям перед рисованием объявить, что они создают фон для летнего луга, то они будут брать более подходящие для этого по цвету краски.

Второй этап – рисование цветов. Их мы рисуем с помощью ватных палочек. Слегка дотрагиваемся до гуашевых красок ватной палочкой. Делаем четкие круглые отпечатки на бумаге. Сначала дети делают отпечатки аккуратно, но постепенно они начинают набирать все больше краски и делать несколько отпечатков сразу. Этот процесс не надо останавливать. В это время идет снятие психологических зажимов: хорошо-плохо, аккуратно-неаккуратно. Иногда дети даже пытаются рисовать ватными палочками, как кистью, чтобы получались более конкретные образы.

«Цветущий луг». Ребенок выплескивает негативные эмоции, т.к. можно сильно ударять инструментом для рисования по бумаге и это вызывает одобрение взрослого, а не протест.

«Театр».

Сложное арт-терапевтическое занятие, которое можно проводить после хотя бы небольшого курса арт-терапии.

Детям ведущий рассказывает, что в театре, чтобы создать образы героев, актеры гримируются и наносят на лицо краску. Вам, также как актерам, нужно придумать свой образ и разукраситься так, чтобы быть похожим на своего героя.

 

Детям выдаются зеркала, кисти, акварельные краски, вода и ватные диски.

Некоторые дети сразу включаются в работу, но большинство долго разглядывают себя в зеркало, не решаясь нанести первые мазки, оглядываются на других, смотрят: кто, что будет рисовать. В такой ситуации ведущий начинает сам раскрашивать свое лицо акварелью и спрашивает одобрения детей: «Красиво? Я становлюсь похожей на лисичку?», тогда дети перестают тревожиться и начинают рисовать.

Процесс рисования раскрепощает, ребенок становится менее скованным. Дети часто начинают рисовать и на руках, если на лице уже нет места.

После создания образа, ребенок демонстрирует его окружающим, рассказывает о персонаже, ОБЯЗАТЕЛЬНО делаются групповые и индивидуальные фотографии.

Есть дети, которые после занятия отказываются смывать краску, потому что образ вышел удачным и ребенку в нем удобно.

«Театр» раскрывает позитивный потенциал ребенка, дает ему возможность примерить на себя любой нравящийся образ, снижает тревожность и замкнутость.

«Человечки из бумаги».

Групповое или индивидуальное арт-терапевтическое занятие.

Во время занятия понадобится много газет, скотч для обматывания, пластилин и цветная бумага для украшения, клей ПВА, ножницы и фломастеры.

Предлагаем детям сделать поделку из газет: человечка, животное или сказочное существо.

Показываем, что если газету смять и сделать шар, то получится голова, если сделать большой овал — туловище. Обязательно покажите, как надо обмотать скотчем газету, чтобы она не мохрилась и не торчала в разные стороны, а держала заданную форму. Дети часто допускают ошибку, стягивая скотчем только места соединения и, в результате, получается мохрящийся цветок, а не поделка и приходится переделывать.

Если дети группой делают одного человечка, то нужно распределить, кто будет делать голову, кто туловище, руки, ноги. Человечки могут быть также плоские, приклеенные к белой бумаге, а не только объемные. Человечку можно сделать лицо из цветной бумаги или нарисовать фломастером, придумать ему имя.

Дети с радостью берутся за эту работу, потому что здесь можно рвать листы, мять бумагу, выбрасывать негативные эмоции и получать положительный результат.

«Человечки из бумаги» — это часто спонтанные образы или произведение ТО ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, но авторы вкладывают в них подсознательно свое собственное Я, не жалеют сил для его создания и человечки получаются похожими на своих создателей.

«Марионетки».

Дает ощущение уверенности в своих силах и контроля над ситуацией.

Для занятия потребуются различные геометрические фигуры: треугольники, круги, прямоугольники, овалы и т.д. Фигуры должны быть различной величины и сделаны из плотной бумаги, желательно белой, но можно и цветной.

 

Если дети достаточно большие, то можно приготовить только трафареты из картона. Дети сами решат, какие детали и какого цвета им нужны, и воспользуются трафаретами.

Для соединения деталей между собой понадобится мягкая проволока в пластмассовой оболочке, либо скрепки или нитки, либо ленточки или степлер. Толстой иглой или дыроколом, если детали крупные, пробиваем дырочки в плотной бумаге и соединяем детали так, чтобы получился человечек.

Затем дети рисуют лицо, одежду (можно сделать дополнительные детали, например, плащ или корону), придумывают историю про свою марионетку и рассказывают ее остальным.

В истории обязательно должно фигурировать имя марионетки, место жительства (лес, пещера, поле с цветами), характер. В истории марионетка должна выполнять некоторые действия, которые ребенок и совершает с помощью сделанной куклы. Если ребенок затрудняется рассказать что-нибудь про марионетку, помогите ему наводящими вопросами.

«Марионетки», создаваемые детьми, близки к своим создателям. Чаще всего они олицетворяют мечту, к которой стремится ребенок или обладают качествами, которые хотел бы иметь малыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека АРТ - терапевтических игр для занятий с дошкольниками

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие  мозга.  Пре...

Картотека сайтов с ЭОР для занятий с дошкольниками

Картотека составлена на основе Каталога Российского общеобразовательного портала Министерства образования и науки РФ. На рекомендованных сайтах можно найти всемозможные ЭОР для занятий с детьми, как д...

Картотека арт-терапевтических игр для занятий с дошкольниками.

Картотека арт-терапевтических игр для занятий с дошкольниками....

Картотека методов нетрадиционного рисования для занятий с дошкольниками

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города        Новосибирска   «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)...

Картотека методов нетрадиционного рисования для занятий с дошкольниками

Различные нетрадиционные метода с детьми дошкольниками....