Индивидуальный Образовательный Маршрут воспитанника с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предлагаю Вашему вниманию индивидуальный образовательный маршрут принятый в нашем ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_2017-2018_nash.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
ПРИНЯТО: решением ПМПк протокол № ______ от «_____» ______________ 20____ г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ д/с № 373 ______________________/Я.С. Волченко/ приказ № _______ от «_____» ______________ 20____ г. |
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. Вершинин Никита Алексеевич
Дата рождения: 26.11.2013 г.
Группа: 2
Консультирован (а) ТПМПК г. Новосибирска 31.05.2017 г.
Ф.И.О родителей (законных представителей) | Возраст (год рождения) | Образование |
Мама – | ||
Папа – |
Ф.И.О. воспитателей:
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Логопед
Психолог
Инструктор по физической культуре.
Музыкальный руководитель
Коллегиальное заключение ТПМПК:
Познавательное развитие в границах возрастных требований. Общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития. Дизартрия. Парциальная несформированность ВПФ вербально-логического компонента.
Ребенок нуждается в специальных условиях для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Режим пребывания ребенка в ОУ | Понедельник – пятница, с 7.00 до 19.00 с организацией питания. |
Соматическое состояние | группа здоровья |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | |
Взаимодействие специалистов ОУ | - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. |
II. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель: Создать условия для освоения ребенком основной образовательной программы МАДОУ "Детский сад № 373", а также примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н.В. Нищевой.
Задачи:
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
- обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении ООП ДО, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- .Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- .Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ТНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- .Развитие связной речи дошкольников.
- .Развитие коммуникативности, успешности в общении.
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- С 2017-2018 учебного года обучение и воспитание в ДОО по АООП дошкольного образования для детей с ТНР дошкольного возраста.
- Сопровождение процесса обучения и воспитания ПМП(к) ДОО (разработка АООП, направленности коррекционно-развивающих занятий, отслеживание динамики развития ребенка).
- Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
- Создание полноценной речевой среды.
- Занятия с логопедом. Развитие восприятия и понимания обращенной речи. Развитие предпосылок речевого общения. Активизация речевого подражания. Формирование активного словаря, общих речевых навыков. Формирование первых форм слова, работа над интонационно-ритмическим рисунком слова. Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики, психологической базы речи.
- Занятия с педагогом-психологом по развитию пространственных представлений как основы когнитивного компонента деятельности, игровой деятельности, навыков общения.
- Активное включение ребенка в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками.
Организация коррекционно-развивающей работы
Педагоги | Мероприятия и рекомендации по реализации ИОМ |
Учитель – логопед | Коррекция звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов. Развитие просодической стороны речи. Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики рук. Формирование и развитие артикуляционной моторики. Развитие неречевого дыхания, направленности выдоха, силы выдоха. Развитие речевого дыхания. Развитие общей моторики Формы организации коррекционно-развивающей деятельности: - индивидуальные занятия; - подгрупповые занятия; - фронтальные занятия. Направления работы: Диагностическая работа: - первичная диагностика уровня речевого развития ребенка, составление индивидуальных протоколов обследования и речевых карт на каждого ребенка; - повторное обследование речи ребенка в течение года (январь, май ). Коррекционно-развивающая работа: - составление индивидуальных планов коррекционной работы на каждого ребенка; - проведение коррекционно-развивающих занятий. Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам речевого развития ребенка, по результатам обследования и по совершенствованию коррекционной работы; - проведение групповых консультаций на родительских собраниях и семинаров- практикумов. Информационно – просветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. |
Воспитатели групп | Реализуют основную образовательную программу МАДОУ "Детский сад № 373" по следующим образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Реализуют рекомендации учителя-логопеда, психолога, врача. Диагностическая работа: -определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка; - определение особенностей коммуникативной активности и культуры; - определение уровня сформированности навыков самообслуживания. Формы организации деятельности:
Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
|
Педагог-психолог | Формы организации деятельности:
Направления работы Диагностическая работа: - диагностика актуального уровня развития ребенка и выявление его индивидуальных особенностей, - повторные обследования ребенка в течение года (январь, май); - коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований. Коррекционно-развивающая работа: - составление индивидуального плана коррекционной работы на ребенка; - проведение коррекционно-развивающих занятий - игровых сеансов (групповых и индивидуальных); Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; - проведение консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах. Психопрофилактическая работа: - изучение медицинской документации на ребенка; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. |
Музыкальный руководитель | Виды музыкально-коррекционной работы:
Формы организации деятельности:
- Индивидуальные занятия Консультирование родителей. |
Инструктор ФИЗО |
Была разработана структура коррекционной физкультурной ОД, которое проводится раз в неделю: На основе рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога в физкультурные занятия добавлены: Вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;
|
Родители | Рекомендации для родителей.
|
IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Индивидуальный план работы ОНР, II ур. р. р.
№ п/п | Основные направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (игры и упражнения) | Вид занятий |
1 | Развитие мелкой и крупной моторики |
| |
2 | Формирование правильного речевого дыхания |
| Индивидуальные, подгрупповые |
3 | Развитие артикуляционной моторики: |
| Индивидуальные, подгрупповые |
4 | Формирование правильного звукопроизношения . |
| Индивидуальные |
5 | Формирование фонематического восприятия и слуха: | Упражнения и игры на определение направления звука, источника звука, на развитие темпа, ритма, интонации: «Кто кричит, что звучит?», «Тихо-громко», «Удочка-уточка», «Повтори за мной», «Чем отличаются слова», «Ходилочки» | Индивидуальные |
6 | Работа над слоговой структурой слова |
| Индивидуальные, подгрупповые |
7 | Развитие грамматического строя речи |
«Один-много», «Один, два, много», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»
| Индивидуальные, подгрупповые |
8 | Развитие лексической стороны речи | Игры и упражнения на расширение предметного словаря: «Слова-предметы», «Обобщающие слова» Игры и упражнения на расширение глагольного словаря: «Что делает?», «Противоположности» Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?» | Индивидуальные, подгрупповые |
9 | Совершенствование психологической базы речи | Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось». Игры на развитие внимания и мышления: «Кто лишний?», «Найди по контуру», «На что похоже?», «Ассоциации», «Разрезные картинки», «Найди пару» | Индивидуальные, подгрупповые |
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Мониторинг
Первая и вторая недели сентября отводятся для диагностики речевого развития детей.
В конце сентября специалисты, работающие в комбинированной группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы.
Промежуточная диагностика – в январе. Она позволяет выявить динамику преодоления речевых нарушений.
Итоговая диагностика проводится в мае, и позволяет выявить итоговые результаты освоения программы, наметить систему коррекционной работы на следующий год, определить дальнейший образовательный маршрут ребенка.
Результаты диагностики заносятся в речевую карту.
Методы диагностирования воспитанников (наблюдение в процессе игровой деятельности, в ходе режимных моментов, в организованной деятельности, создание проблемной ситуации, беседы, игровые ситуации, дидактические игры, не тестовые задания, а также диагностирование речевого нарушения по диагностическим картам в соответствии с рекомендациями Н.В. Нищевой – проводит учитель - логопед). (см. речевую карту)
VI. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ
Предполагаемые результаты логопедической работы:
Ребёнок должен уметь:
- понимать обращенную речь;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми и сложными предложениями, владея навыками
объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Предполагаемые результаты психологической работы:
Применение различных методов и приемов помогут развить внимание, память, обогатить словарный запас. Коррекция межполушарных связей в игровой деятельности, позволит улучшить восприятие ребёнком схемы тела, ориентацию в пространстве. С помощью занятий у воспитанника должны сформироваться в достаточной степени пространственно-временные представления, нормализоваться психоэмоциональное состояние.
Воспитатель ознакомлен:___________________________________________________________________________
(ФИО воспитателей)
_______________________________ _________________________________
(дата) (подписи)
Родитель ознакомлен:____________________________________________________________________________
(ФИО родителя)
_______________________________ _________________________________
(дата) (подпись)
Учитель-логопед:____________________________________________________________________________
_______________________ ____________________________
(дата) (подпись)
ОБЩАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ
2017-2018 учебный год
Направление работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятий | Ф.И.О. Специалиста |
Психологическая помощь (педагог – психолог) | НОД - 50 минут СОПР. – 25 минут | Вторник 25 мин – подгрупп. занятие 25 минут – сопровождение НОД физкультура Четверг 25 минут – подгрупп.занятие |
| Подгрупповые занятия Сопровождение занятий | Пшеченко Оксана Владимировна |
Логопедическая помощь (учитель – логопед) | 2 ч. 5 мин | Понедельник подгрупповое занятие . Вторник подгрупповое занятие Среда подгрупповое занятие Четверг Индивидуальное занятие Пятница Подгрупповое занятие
| Примерная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». - Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им.А.В. Запорожца - М.: Карапуз, 1997 «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной с нарушениями речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. | Индивидуальное занятия Подгрупповые занятия | Халапова Анна Константиновна |
Общеразвивающая подготовка в группе (воспитатель) | 3 часа 20 минут | Смотреть расписание группы | «Истоки» Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Задает стандарт дошкольного уровня образования, обеспечивающий полное и целостное развитие личности ребенка. Т.И.Алиева, Т.В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, М.: Карапуз, 1997. | Фронтальные, подгрупповые занятия | Воспитатели группы |
Оздоровительное плавание (инструктор по физкультуре) | Смотреть расписание группы | Осокина «Обучение детей плаванию в детском саду». Протченко, Семенов «Одновременный метод обучения плаванию» | Подгрупповое занятие | Шеляшкова Татьяна Борисовна | |
Игры на английском языке |
| Рабочая программа пед. доп.образования Волоховой Т.ВС по английскому языку на основе программы Мещеряковой В.Н. «I love Englih». Программа рассчитана для детей от 5-7 лет. | Подгрупповые занятия | Глазова Юлия Сергеевна | |
ИЗО студия | Программа «Цветная карусель» Программа разработана педагогом доп. Образования Николаевой Н.Ю. | Подгрупповые занятия | Николаева Наталья Юрьевна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ведение документации: индивидуальный образовательный маршрут воспитанников
консультация для педагогов...
«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»
В работе представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников ДОУ
ИОМ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании и обучении...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подготовительной к школе группы «Кораблик
По результатам психолого-педагогического наблюдения и мониторинга усвоения программного материала выпускников подготовительной группы были составлены индивидуальные образовательные маршруты, для детей...
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования
Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОДПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»....
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ФЭМП...