Артикуляционная гимнастика
консультация по коррекционной педагогике

Жданова Ирина Михайловна

Материал для ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_artikulyatsion._gimnastika.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Не все дети - дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искажённое произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся.

Можно услышать такие слова взрослых: «Что же ты никак не научишься правильно говорить? Все твои товарищи уже хорошо говорят! И ты старайся. Скажи: «Миша надел шубу, шапку и пошёл в сад». Ребёнок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет произносить ш, ж, и у него получается: «Миса надел субу, сапку и посол в сад». Ребёнку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться, требованиями говорить лучше.

Бывает, что взрослые для исправления произношения предлагают слишком трудный и неудачно подобранный материал, например такие скороговорки: «Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!»

Некоторые воспитатели не любят вызывать ребёнка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания и декламации перед всей группой. А товарищи иногда смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребёнок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это ещё больше задерживает развитие его речи и отрицательно влияет на характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость, а некоторые становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты чтением и рассказыванием.

Нередко дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в развитии, так как их речь бывает малопонятной, что нарушает контакт с окружающими, мешает формированию фразовой речи, а, следовательно, сказывается и на логическом мышлении.

Чтобы помочь этим детям необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме и воспитателям в детском саду и родителям дома с детьми.

Следует уделять внимание не только детям с поздним развитием речи, но и детям с ранним развитием речи. Родители любят демонстрировать окружающим речь таких детей, а это может привести к тяжёлым осложнениям.

Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

Поэтому работа воспитателей детских садов и родителей по исправлению неправильного звукопроизношения будет способствовать своевременному устранению этих недостатков и в дальнейшем успешному обучению таких детей в школе.

Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развития речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения увеличивается год от года. Поэтому воспитание правильной и чистой речи у ребёнка - одна из важных задач в общей системе работы по родному языку в детском саду.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование у детей правильного звукопроизношения, чёткой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Речь ребёнка формируется постепенно. И в каждый момент её становления родители и воспитатели могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею. В дошкольном возрасте немалое значение для развития речи имеет правильное произношение звуков.

Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию его звуковой стороны речи. Но одним из важных условий решения задач по звуковой культуре речи является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна специальная артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по 2-3 раза в день, продолжительностью 10-15 минут, для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились. В случае, если ребёнок выполняет какое - то упражнение недостаточно хорошо, то это упражнение отрабатывается отдельно от общего комплекса упражнений. Все упражнения проводятся под счёт взрослого в медленном темпе и повторяются по 5-6 раз.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно - голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...