Занятие с педагогом-психологом в старшей группе дошкольного возраста. Гнев
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анохина Елена Валерьевна

Занятие. Гнев

 

Цели

1.Познакомить детей с чувством гнева.

2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

4.Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

 

Материалы

Магнитофон, аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Гнев»; персонажи Веселинка, Грустинка, Злинка; игрушки бибабо, белочка и зайчик; мишень; большая картонная труба, наполненная поролоном для погашения звука; два воздушных шарика; набор для выдувания мыльных пузырей; мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребенка); набор цветных карандашей и бланки с заданиями (для каждого ребенка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnev.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие. Гнев

Цели

1.Познакомить детей с чувством гнева.

2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

4.Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

Материалы

Магнитофон, аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Гнев»; персонажи Веселинка, Грустинка, Злинка; игрушки бибабо, белочка и зайчик; мишень; большая картонная труба, наполненная поролоном для погашения звука; два воздушных шарика; набор для выдувания мыльных пузырей; мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребенка); набор цветных карандашей и бланки с заданиями (для каждого ребенка).

Ход занятия

I этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроений»

См. занятие 5.

II этап. Мотивационный

Сказка

Психолог. Теперь послушаем продолжение сказки, узнаем, что же произошло дальше.

Веселинка и Грустинка ждали гостей. Зайчик и Белочка должны были прийти к обеду. Все утро подружки наводили порядок доме. Когда уборка закончилась, Весилинка и Грустинка решили прогуляться. На обед были приготовлены угощения: морковное мороженное и ореховый пирог.

А в это время их соседка Злинка была очень сердита. Она разозлилась потому, что ее не пригласили в гости. Увидев, что подружки вышли из дома, Злинка решила действовать. Она достала из холодильника угощения, решив все съесть. Пока она лакомилась ореховым пирогом, мороженное растаяло и растеклось по полу. Довольная Злинка убежала.

Веселинка и Грустинка вернулись домой. Увидев беспорядок, Веселинка разозлилась и сердито воскликнула: «Грустинка, неужели это ты забыла убрать мороженное в холодильник?! » Грустинка расстроилась и стала плакать: «А ты по дороге съела весь пирог, смотри коробка – то пустая!»

Подружки не разговаривали до прихода гостей.

III этап. Практический

  1. Организация беседы по пиктограмме «Гнев»

Психолог прикрепляет к магнитной доске (набор полотна) сюжетная картина «Гнев».

Психолог. Какая была Веселинка, когда увидела беспорядок? (Злая, сердитая, разгневанная.)

Как можно узнать разгневанного или злого человека? (Ответы детей.)

Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.

Изобразите гневного, злого человека. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь зло сказать фразу «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)

2.Упражнение «Избавление от гнева»

На стене - мишень, на столе психолога – большая картонная труба, наполненная поролоном.

Перед каждым ребенком – два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей, мешочек с фасолью.

Психолог обращает внимание детей на пиктограмму эмоционального состояния гнев, затем психолог продолжает сказку.

* * *

Гости пришли в назначенное время. Они увидели обиженных и рассерженный друг на друга подружек и решили им помочь. (Белочка и Зайчик активно учувствуют в занятии, помогая героям сказки, избавится от гнева, и учат этому детей.)

Психолог. Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, злиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей)

Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда.

Вспомните, что сделала Злинка, когда разозлилась на подруг? (Она устроила беспорядок в их домике и их поссорила.)  

Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижать.

Надуйте воздушный шарик и держите так, что бы он не сдувался. (Дети выполняют задание.)

Представь себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случиться с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)

Отпустите шарик, и проследите за ним. (Дети отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

         Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого – нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Если гнев еще остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей.

Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно – сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.)

Можно представить. Что мы собрали остатки нашего гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжелый гнев? Сожмите его со всей силы и киньте в мишень. (Дети выполняют задание.)

А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)

Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.

Ребенку нужно научиться различным способам выражения гнева в любой приемлемой для мира взрослых форме, позволить себе осознавать и понимать свой гнев, принимать его, но, ни в коем случае не избегать. Это первый шаг к тому, чтобы чувствовать себя сильным и цельным.

3. Пальчиковая гимнастика «Помиримся»

        Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

        Кто главнее из них?

(Втягивают вверх большие пальцы и начинают начинают их сгибать и разгибать.)

        Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

4.Рисование своего гнева

        Каждому выдается бланк с заданием (см. Приложение 1)

        Звучит аудиозапись музыки Е. Вотлярова «Драчун».

        Перед каждым ребенком – набор цветных карандашей и лист бумаги.

        Психолог предлагает детям нарисовать свой гнев или то, что они чувствуют или делают в состоянии гнева; вспомнить, на что или на кого был похож гнев. Может быть, на животное или на бесформенное облако? Дети выполняют задание, а затем рассказывают, что они нарисовали.

5. Задание «Сказочные герои»

Психолог. Кто из сказочных герое грустный, веселый. Добрый, злой? Грустных героев обведи синим цветом, веселых – желтым цветом, добрых – зеленым цветом, злых – черным  цветом.

 

6. Подвижная игра

«Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то роль головы дракона назначается другой человек.

IV этап. Рефлексивный

1. Подведения итогов, рефлексия

Психолог. Можно ли нам гневаться? (Можно, только надо это делать так, чтобы никого не обижать.)

Кто у нас сегодня гневался лучше всех? (Ответы детей.)

Давайте расскажем, как можно злиться, не причиняя никому вреда. (Ответы детей.)

Улыбнитесь друг другу, ведь вы замечательные дети!

2. Ритуал прощания «Страна настроений»

См. занятие 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...

Занятие по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста: «Путешествие в страну «Эмоции»»

Тема: Путешествие в страну «Эмоции»Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольниковЗадачи:Ø Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике;Ø Сохранять ...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции»

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.Развивать саморегуляцию воспитанников через прос...

Конспект занятия по физическому развитию в старшей группе дошкольного возраста.

Конспект занятия по физическому развитю в старшей группе дошкольного возраста....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста Путешествие в страну «Эмоции»....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Конспект занятия по эмоциональному развитию детейстаршей группы дошкольного возраста :Путешествие в страну «Эмоции»....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

1. Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть.2. Прослушивание музыкальных произведений.3. Проведение психологических игр и упражнений....