Методика «Кактус» для детей дошкольного возраста
творческая работа учащихся по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ильина Юлия Валерьевна

На своих занятиях я часто использую групповые тесты и методики. Методика "Кактус" - это методика диагностики личности, предназначена для детей 3-7 лет. Автором данной методики является М.А. Панфилова. Для ее выполнения необходимы чистые листы бумаги размера А4, простой и цветные карандаши. Инструкция: "Нарисуй на бумаге кактус, какой ты себе представляешь". После рисования кактуса задаем воспосы ребенку, узнаем о его растении, где он живет, какой он, есть ли у него друзья и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaktus.pptx595.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика «Кактус» для детей дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ручеёк» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области Педагог-психолог первой квалификационной категории Ильина Юлия Валерьевна

Слайд 2

Методика «Кактус» - методика диагностики личности, предназначена для детей 3-7 лет Автор методики – М.А. Панфилова Для выполнения теста вам понадобится : - чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши. Инструкция «Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Слайд 3

Интерпретация детских рисунков При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение размер рисунка характеристики линий сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Слайд 4

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка: Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм , стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность , открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Слайд 5

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок: зелёный символизирует постоянство и уверенность; жёлтый — страх быть отвергнутым обществом; синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени; красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение; серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему; белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет; чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

Слайд 6

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)? Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он? О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится? Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).

Слайд 7

Вот какие кактусы у нас получились! Все очень разные и интересные, не похожие друг н а друга, каждый со своей историей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

55 страниц наиполезнейшего материла. Который должен иметь каждый музыкальный руководитель....

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

«Использование современных методик в оздоровлении детей дошкольного возраста»

   Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа ж...

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли с...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...