"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"
консультация по коррекционной педагогике
Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Почему родителями, а не логопедом? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_avtomatizatsii_postavlennyh_zvukov.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил)на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков, так и от возможностей самого ребенка. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Почему родителями, а не логопедом? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.
Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Условно эти приёмы можно разделить на группы
- Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
- Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
- Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.)
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация специалиста.
Самая большая группа приёмов – упражнения с различными предметами.
«Песочные часы» – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.
«Юла» (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
«Массажный мяч» – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
«Скрепки» - скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
«Бусинки» – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
«Прищепки» – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
«Мозаика» – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.
«Мыльные пузыри» – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
«Мяч» - взрослый называет звук (слог, слово, предложение) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
«Скакалка» – на каждый прыжок называем слог.
«Сортировка мелких предметов» - в большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «РА», если мелкую – то «РУ», пуговицу среднего размера – «РО». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце.
Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист» - на верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звук (слог, слово).
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
И, конечно, не нужно забывать родителям следить за речью ребенка не только в игре, но и в повседневной жизни: во время домашних дел, прогулки, похода в магазин и т. д. Не стоит стесняться окружающих если вы поправите своего ребенка в неправильном произношении, скажем, например, в маршрутке.
И помните, уважаемые родители! Прежде чем требовать от ребенка грамотной речи, следите за своей и не пропускайте то, как произносит поставленный звук ваш ребенок. И своевременно в непринуждённой форме, указывайте ему на его ошибку (Например, ребенок неправильно произнес за столом слово «таЛелка», сделайте вид, что не расслышали «Что ты сказал?», «таЛелка» - снова ответит вам ребенок, «Талелки у меня нет, а есть …» и ребенок закончит вашу фразу «правильным»словом «таРелка» выделив звук «Р»).
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий и контроля. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков...
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка...
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков
Консультация для родителей о роли семьи в автоматизации поставленных логопедом звуках....
Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»
Роль семьи в автоматизации поставленных звуков велика, поскольку большее количество времени ребенок проводит дома, в окружении близких....
«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка»
Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете лого...
Консультация для родителей "Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная...