Коррекция заикания
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Этап речевой активности детей –
на уровне распространенного и сложного предложения, связного текста.
Цель: коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
Задачи:
- Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.
- Закреплять навыки мышечной релаксации; нижнедиафрагмального дыхания в положении лежа и стоя; мягкой голосоподачи.
- Продолжать обучать навыкам плавной выразительной речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки на уровне распространенного и сложного предложения, связного текста.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с числительными и существительными в роде и числе.
- Закреплять навыки правильного употребления предлогов: В, ИЗ, ЗА, ИЗ – ЗА, ПОД, ИЗ – ПОД.
- Развивать разговорно-описательную речь посредством составления сказки с опорой на вопросы логопеда и сюжетной картинки.
- Развивать интеллектуальные функции: слуховое внимание, логическое мышление, самоконтроль, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
Оборудование: мягкая игрушка лиса, д/и «Прятки на лесной полянке», таблица с рядами гласных звуков, фланелеграф, учебная доска, квадрат поролона на каждого ребенка, аудиозапись с релаксационной музыкой (звуки леса).
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Логопед предлагает детям послушать загадку и догадаться о ком она.
Сама рыжеватая, мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка.
Вносится новая для детей игрушка – лиса.
II. Психогимнастика. Релаксация.
- Дети изображают, показывают с помощью мимики, жестов, движений лису: сытую, довольную; машущую хвостом; осторожно крадущуюся к курятнику; испугавшуюся лающей собаки.
- Упр. «Лиса греется на солнышке» на расслабление всех групп мышц (звучит аудиозапись «Звуки леса»).
III. Дыхательно-голосовые упражнения:
- Упр. «Покатай лисичку» (в положении лежа) на закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания со зрительным и тактильным контролем руки за движением передней стенки живота.
- Упр. «Песенка для лисы» – произнесение с рукой, соблюдая правила речи, рядов гласных звуков на плавном, длительном выдохе со зрительной опорой на таблицу.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматических средств языка:
- Подбор родственных слов к слову «лиса»: лис, лисонька, лисичка, лисенок, лисята, лисеночек, лисий.
- Упр. «Чей? Чья? Чьи?»:
а) образование притяжательных прилагательных и подбор к ним
существительных:
– Чья морда? – Лисья морда.
– Про что еще можно сказать «лисья»?
(пасть, лапа, шерсть, шкура, нора, шуба, смекалка и т.д.)
– Чей хвост? – Лисий хвост.
– Про что еще можно сказать «лисий»?
(мех, нос, нюх, ум, характер и т.д.)
– Чьи лапы? – Лисьи лапы.
– Про что еще можно сказать «лисьи»?
(глаза, уши, повадки, детки и т.д.)
б) согласование притяжательных прилагательных с
числительными и существительными в роде, числе с опорой на
сюжетные картинки - д/и «Прятки на лесной полянке»:
– Чья морда? (медвежья морда) Сколько их?
(одна медвежья морда)
– Чьи лапы? (медвежьи лапы) Сколько их?
(четыре медвежьи лапы)
– Чьи хвосты? (беличьи хвосты) Сколько их?
(два беличьих хвоста)
– Чьи колючки? (ежовые колючки)
– Чьи хвосты? (мышиные хвосты) Сколько их?
(пять мышиных хвостов)
– Чья пасть? (волчья пасть) Сколько их? (одна волчья пасть)
– Чей хвост? (волчий хвост) Сколько их? (один волчий хвост)
V. Динамичная пауза «Лисенок»
Лисенок проснулся (Потянулись.)
И вышел умыться. (Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же: (Повороты туловища.)
Пойду поищу-ка
Свободные лужи! (Ходьба на месте.)
VI. Развитие разговорно-описательной речи – составление сказки
«Прятки на лесной полянке» с опорой на сюжетные картинки и
вопросы логопеда.
- Ответы на вопросы:
– Кто собрался на лесной полянке?
(На полянке собрались лесные звери.)
– Что они стали делать? ( Они стали играть в прятки.)
– Лиса водила. Догадайтесь, сколько каких зверей и куда
спрятались от лисы?
(Один волк спрятался за елку, две белки – в дупло, пять мышей –
в нору, один медведь – за дерево, три ежа – под листья.)
– Стала лиса искать зверей. Что она увидела?
(Лиса увидела: одну волчью пасть, один волчий хвост, одну
медвежью морду, четыре медвежьих лапы, два беличьих хвоста,
три ежовых носа, пять мышиных хвостов)
– Когда лиса нашла зверей, откуда они вышли?
(Волк выскочил из-за елки. Медведь вышел из – за дерева. Белки
выпрыгнули из дупла. Ежи выбежали из-под листьев. Мыши
выбежали из норы.).
- Логопед предлагает детям придумать свой конец сказки.
- Рассказывание сказки с опорой на картинки и вопросный план логопеда цепочкой, целиком от начала до конца.
VII. Итог занятия.
Во всех речевых упражнениях следить за выполнением правил речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки. А именно: расслабленные мышцы артикуляционного аппарата до и после звучания; звучание на плавном, длительном выдохе; правильное вплывание в речь – мягкая артикуляция гласного звука в первом слоге речевого отрезка, хорошая артикуляция гласных звуков, но без напряжения, легкое произнесение согласных звуков.
Рука опережает звучание голоса! Ритм соблюдать и голосом, и нажатием пальцев на поролон. Количество шагающих пальцев равно количеству слогов в речевом отрезке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s_zaikayushchimisya_doshkolnikami.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Этап речевой активности детей –
на уровне распространенного и сложного предложения, связного текста.
Цель: коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
Задачи:
- Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.
- Закреплять навыки мышечной релаксации; нижнедиафрагмального дыхания в положении лежа и стоя; мягкой голосоподачи.
- Продолжать обучать навыкам плавной выразительной речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки на уровне распространенного и сложного предложения, связного текста.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с числительными и существительными в роде и числе.
- Закреплять навыки правильного употребления предлогов: В, ИЗ, ЗА, ИЗ – ЗА, ПОД, ИЗ – ПОД.
- Развивать разговорно-описательную речь посредством составления сказки с опорой на вопросы логопеда и сюжетной картинки.
- Развивать интеллектуальные функции: слуховое внимание, логическое мышление, самоконтроль, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
Оборудование: мягкая игрушка лиса, д/и «Прятки на лесной полянке», таблица с рядами гласных звуков, фланелеграф, учебная доска, квадрат поролона на каждого ребенка, аудиозапись с релаксационной музыкой (звуки леса).
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Логопед предлагает детям послушать загадку и догадаться о ком она.
Сама рыжеватая, мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка.
Вносится новая для детей игрушка – лиса.
II. Психогимнастика. Релаксация.
- Дети изображают, показывают с помощью мимики, жестов, движений лису: сытую, довольную; машущую хвостом; осторожно крадущуюся к курятнику; испугавшуюся лающей собаки.
- Упр. «Лиса греется на солнышке» на расслабление всех групп мышц (звучит аудиозапись «Звуки леса»).
III. Дыхательно-голосовые упражнения:
- Упр. «Покатай лисичку» (в положении лежа) на закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания со зрительным и тактильным контролем руки за движением передней стенки живота.
- Упр. «Песенка для лисы» – произнесение с рукой, соблюдая правила речи, рядов гласных звуков на плавном, длительном выдохе со зрительной опорой на таблицу.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматических средств языка:
- Подбор родственных слов к слову «лиса»: лис, лисонька, лисичка, лисенок, лисята, лисеночек, лисий.
- Упр. «Чей? Чья? Чьи?»:
а) образование притяжательных прилагательных и подбор к ним
существительных:
– Чья морда? – Лисья морда.
– Про что еще можно сказать «лисья»?
(пасть, лапа, шерсть, шкура, нора, шуба, смекалка и т.д.)
– Чей хвост? – Лисий хвост.
– Про что еще можно сказать «лисий»?
(мех, нос, нюх, ум, характер и т.д.)
– Чьи лапы? – Лисьи лапы.
– Про что еще можно сказать «лисьи»?
(глаза, уши, повадки, детки и т.д.)
б) согласование притяжательных прилагательных с
числительными и существительными в роде, числе с опорой на
сюжетные картинки - д/и «Прятки на лесной полянке»:
– Чья морда? (медвежья морда) Сколько их?
(одна медвежья морда)
– Чьи лапы? (медвежьи лапы) Сколько их?
(четыре медвежьи лапы)
– Чьи хвосты? (беличьи хвосты) Сколько их?
(два беличьих хвоста)
– Чьи колючки? (ежовые колючки)
– Чьи хвосты? (мышиные хвосты) Сколько их?
(пять мышиных хвостов)
– Чья пасть? (волчья пасть) Сколько их? (одна волчья пасть)
– Чей хвост? (волчий хвост) Сколько их? (один волчий хвост)
V. Динамичная пауза «Лисенок»
Лисенок проснулся (Потянулись.)
И вышел умыться. (Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же: (Повороты туловища.)
Пойду поищу-ка
Свободные лужи! (Ходьба на месте.)
VI. Развитие разговорно-описательной речи – составление сказки
«Прятки на лесной полянке» с опорой на сюжетные картинки и
вопросы логопеда.
- Ответы на вопросы:
– Кто собрался на лесной полянке?
(На полянке собрались лесные звери.)
– Что они стали делать? ( Они стали играть в прятки.)
– Лиса водила. Догадайтесь, сколько каких зверей и куда
спрятались от лисы?
(Один волк спрятался за елку, две белки – в дупло, пять мышей –
в нору, один медведь – за дерево, три ежа – под листья.)
– Стала лиса искать зверей. Что она увидела?
(Лиса увидела: одну волчью пасть, один волчий хвост, одну
медвежью морду, четыре медвежьих лапы, два беличьих хвоста,
три ежовых носа, пять мышиных хвостов)
– Когда лиса нашла зверей, откуда они вышли?
(Волк выскочил из-за елки. Медведь вышел из – за дерева. Белки
выпрыгнули из дупла. Ежи выбежали из-под листьев. Мыши
выбежали из норы.).
- Логопед предлагает детям придумать свой конец сказки.
- Рассказывание сказки с опорой на картинки и вопросный план логопеда цепочкой, целиком от начала до конца.
VII. Итог занятия.
Во всех речевых упражнениях следить за выполнением правил речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки. А именно: расслабленные мышцы артикуляционного аппарата до и после звучания; звучание на плавном, длительном выдохе; правильное вплывание в речь – мягкая артикуляция гласного звука в первом слоге речевого отрезка, хорошая артикуляция гласных звуков, но без напряжения, легкое произнесение согласных звуков.
Рука опережает звучание голоса! Ритм соблюдать и голосом, и нажатием пальцев на поролон. Количество шагающих пальцев равно количеству слогов в речевом отрезке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"
Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предлагаю разработанную систему форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....
Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"
В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....
Коррекция заикания по методике Асатиани Н.М.
Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н. М. Асатиани....
Использование в работе инновационных педагогических технологий по коррекции заикания.
Мнемотехника при заикании....
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результ...