Программа профилактики страхов у детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике
Представлена программа профилактики страхов у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strahi.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактики страхов у детей дошкольного возраста
Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г. Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Актуальность проблемы, Перечисление авторов
По мере роста и развития у ребенка появляются страхи, вначале они обусловлены инстинктами самосохранения, а затем психологическим и социальным взрослением
Актуальность данной программы профилактики заключается в том, что увеличивается число детей, у которых увеличивается количество и частота страхов.
Авторы, занимавшиеся проблемой страхов А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и другие.
- Цель программы
Коррекция страхов детей дошкольного возраста.
- Задачи программы
- Коррекция страхов детей дошкольного возраста
- Просвещение родителей по проблеме страхов
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
- Повышение уровня самооценки
- Развитие коммуникативных способностей
- Развитие чувства принадлежности к группе
- Принципы программы
В программе реализованы следующие принципы:
- Системности задач
- Принцип единства профилактики и диагностики
- Деятельностный принцип
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
- Принцип комплексности методов
- Принцип активного привлечения родителей и педагогов
- Критерии эффективности работы
- Повышение представлений о собственной ценности,
- Снижение уровня тревожности.
- Повышение уверенности дошкольников в себе;
- Снижение тревожности;
- Снижение количества страхов;
2.2 Тематический план
Полные тексты всех упражнений находятся в приложении.
Содержание | Цель | |
Работа с детьми | Коррекция и профилактика страхов | |
Занятие 1. Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе |
| Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе |
Занятие 2. Развитие самооценки |
| Развитие и повышение уверенности в себе, раскованности |
Занятие 3. Развитие коммуникативных способностей |
| развитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми. |
Занятие 4. Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе |
| Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе |
Занятие 5. Развитие самооценки |
| Повышение самооценки, раскрепощение |
Занятие 6. Обучение ребенка расслаблению, саморегуляции |
| Научить ребенка расслабляющим упражнениям |
Занятие 7. Развитие коммуникативных способностей |
| развитие умения общаться, формирование сплоченности между детьми |
Занятие 8. Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе |
| Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе |
Занятие 2.
Игра «Жмурки» [4]
Цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.
Игра «Закончи предложение» [8]
Цели: развивающая, обучающая.
Задачи: способствовать повышению уверенности в себе, в свои силы.
Форма работы: групповая.
Время проведения:20 мин.
Описание и приемы проведения игры: дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.
Игра «В магазине зеркал» [4]
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.
Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.
Занятие 3.
Игра «Клубочек» [4]
Цель: развитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми.
Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца и предает клубочек рядом сидящему ребенку. При этом ведущий спрашивает ребенка о чем-нибудь, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты любишь и за что?» и т. д.
Ребенок берет клубочек, тоже обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку и т. д.
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» [4]
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.
Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу „Рычи, лев, рычи!”, начинайте громко рычать».
Затем ведущий предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу руки на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация)
Упражнение «Комплименты» [4]
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Занятие 4.
Путаница [33]
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.
Есть другой вариант игры — без ведущего. Каждый участник берет за руки двух других, стоящих желательно не рядом. Задача, — не разнимая рук, распутаться в новый круг.
Примечание. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать эту игру для завершения цикла игр в одной группе.
Цель игры: сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения
Игра - упражнение «Построй фигуры» [32]
Цель упражнения: научиться работать в команде, выполняя общую цель.
Участники встают в круг и держась за руки по команде ведущего, образуют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник.
Обсуждение:
- Кому понравилось выполнять это упражнение?
- Что помогало вам выполнить это упражнение?
Игра «Пожелание» [4]
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.
Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, говоря добрые пожелания.
Занятие 5.
Игра «Что за чудо зоопарк!»[18]
Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цели: повысить самооценку детей, раскрепостить их, обеспечить возможность ощутить себя в слабой или сильной роли, развивать актерские навыки.
Ход игры: ведущий рассказывает детям о том, что сегодня они посетят зоопарк. Звучит негромкая музыка, и ребята начинают двигаться по комнате. Ведущий показывает участникам картинки с изображением животных, добавляя к ним словесные характеристики, можно в стихотворной форме.
Для этого отлично подойдут стихи С. Я. Маршака. Например, демонстрируя нарисованного жирафа, можно вспомнить стихи:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
После чего все участники начинают изображать длинношеего жирафа. Давать индивидуальные задания нецелесообразно: застенчивые дети будут смущаться сверстников и вряд ли изобразят животное. Коллективный показ облегчит им задачу, ведь тогда никто не будет проявляться пристального внимания к их движениям.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Главное — хвалить детишек, подбадривая их и повышая эмоциональный фон. Когда необходимо продемонстрировать сильных, больших, смелых животных, обязательно обратите внимание на робких участников игры. Это придаст им уверенности и поднимет самооценку.
С детьми постарше можно сыграть в подготовленный вариант игры «В зоопарке». Актерам заранее выдается реквизит: грива льва, уши и хобот слона, маска обезьяны и т. д. Естественно, что такая индивидуализация требует повышенного внимания к одному из детей, но и эффект от занятия заметен сразу. Подобный вариант идеально подходит для тренингов в качестве основного задания.
Игра:"Конкурс хвастунов" [17]
Цель: повышение самооценки ребенка
Задачи: развить у детей самооценку
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Ход игры: Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
Упражнение «Комплименты» [4]
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Занятие 6.
«Дыши и думай красиво». [27]
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
— мысленно скажи: «Я — лев», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — птица», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — камень», выдохни, вдохни; — скажи: «Я — цветок», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я спокоен», выдохни. Ты действительно успокоишься».
«Очищающее дыхание».[27]
Цели: Это важная техника на "осознанное" дыхание, соединяющее тело и дух, особенно поможет детям в школе. Если они смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.
Инструкция:
Назовите мне день, в который вы охотно идете в школу... Назовите день, когда вы не очень охотно идете в школу... Назовите ситуацию, в которой вы бываете собранными... Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны...
Я хочу вам показать, как можно научиться чувствовать себя уверенным, довольным и бодрым...
Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь — не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.
Чтобы дети привыкли к этой релаксационной технике, вы можете ставить классическую инструментальную музыку в стиле барокко или отрывки из Моцарта. Повторите важнейшие пункты инструкции и дайте детям две-три минуты времени на это прекрасное упражнение.
«Тыкалки».[27]
Цель: обучение умению владеть своими чувствами.
Ход игры: Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10-ти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.
«Тряпичная кукла и солдат».[27]
Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.
Инструкция:
Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом... (10 секунд.)
Теперь опять тряпичной куклой...
Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...
Упражнение «Избавление от тревог» [27]
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно
Занятие 7.
Коммуникативные навыки
''Тропинка''. [21]
Дети встают друг за другом. Руководитель выбирает водящего в этой игре сам: этот ребёнок должен быть бойким, сообразительным. Участники идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, при этом водящий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель (ров, лужа, река, камни, кусты и т.п.), а остальные повторяют его движения. По хлопку водящий становится в хвост змейки. Водящим становится второй стоящий в змейке. По окончании игры дети выбирают самого оригинального водящего. Во время выбора оригинального водящего, следует разобрать с детьми изображение тех препятствий, которые вызывали у большинства затруднения.
''Ручеёк''. [21]
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.
''Совместный рисунок''. [21]
Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать рисунку или имя, если это персонаж.
Занятие 8
Если весело живется [5]
Дети становятся в круг.
В е д у щ и й. Если весело живется, топай так. (Топает.)
Д е т и. Если весело живется, топай так. (Топают.)
В с е. Если весело живется, мы друг другу улыбнемся. (Поворачиваются друг к другу, улыбаются.) Если весело живется, топай так. (Топают.)
В е д у щ и й. Если весело живется, хлопай так. (Хлопает в ладоши.)
Д е т и. Если весело живется, хлопай так. (Хлопают в ладоши.)
В с е. Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется – Хлопай так. (Хлопают в ладоши.)
В е д у щ и й. Если весело живется, щелкай так. (Щелчок пальцами руки.)
Д е т и. Если весело живется, щелкай так.
В с е. Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется – Щелкай так.
В е д у щ и й. Если весело живется, делай все. (Топает, хлопает в ладоши, щелкает пальцами.)
Д е т и. Если весело живется, делай все.
В с е. Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется – Делай все Хорошо!
Игра «Про что сочиним?».[4]
Это игра чисто словесная. Предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказку про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику. Зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу?
Вы с детьми говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2-3 минуты начинайте сочинять сказку. Каждый участник игры говорит по одному предложению. Начинает учитель, потом продолжают ученики. И по кругу, пока не закончите сказку.
Упражнение "Ботинки" [3]
Цель: повышение сплоченности класса, развитие, закрепление полученных умений и навыков.
Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по теме: "Сказко - терапия как средство профилактики возрастных страхов у детей дошкольного возраста".
Дипломная работа...
Статья на тему: СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Страх – это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия....
Игры и упражнения по коррекции и профилактике тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
игры...
Профилактика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста»
Коррекционно-развивающее занятие для педагогов-психологов....
Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста
У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...
Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)
У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...
Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Научная актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, ...