«Артикуляционная гимнастика - основа для развития чёткой речи и здорового пищеварительного аппарата».
статья по коррекционной педагогике

Тодуа Инесса Энверовна

Рекомендации  педагогам  и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Артикуляционная гимнастика - основа для развития чёткой речи и здорового пищеварительного аппарата».

 Рекомендации  педагогам  и родителям.

Составитель: Тодуа И.Э., учитель-логопед  

ГБДОУ №47 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

 Для чего нужна речь?

Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания, общаться с другими людьми.

Общение – одна из важных возможностей в жизни человека. От того, умеет ли человек общаться зависит, сможет ли он в жизни достигнуть каких-то результатов.

Ведь нам приходится общаться с самого детства. Учится, выбирать, с кем нам общаться и как это делать. Для комфортного общения, речь человека должна быть членораздельной и понятной. Движения речевых органов должны быть точными, автоматическими, то есть осуществляться без специальных усилий.

    Несовершенства произношения детей в первую очередь обусловлены недостаточным развитием речедвигательных механизмов. В следствии отсутствия сильных, точных движений и смыканий органов речи все звуки у ребёнка до трёх лет смягчены, не дифференцированы и неясны.

    В норме к пяти годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становится правильным.

   В следствии  органического поражения головного мозга, тех его участков мозга, которые отвечают за речевую зону, возникают нарушения речи. Одним из них является – дизартрия. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены только с помощью логопедических занятий.

В детских садах не редко находятся дети с лёгкой степенью дизартрии.

У таких детей в более легкой степени проявляются нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечёткая.

   Дети со стёртыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание.

Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят.

Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать.

    Человеческий организм для своей жизнедеятельности нуждается в энергии, поэтому он должен принимать пищу. «Доставку» в организм питательных веществ, витаминов и микроэлементов, обеспечивает процесс пищеварения, происходящий в органах пищеварительной системы человека.

     Пища не может усваиваться без переработки, она должна пройти ряд физических, химических и биологических изменений. Для нормального пищеварения большое значение имеет жевание — механический процесс дробления и измельчения пищи.

Началом пищеварительного аппарата является  - ротовая полость.

Это важная анатомическая область человеческого тела, тесно связанная со всем организмом.

   

С функцией пищеварения тесно связано физическое развитие и состояние здоровья детей.

Дети раннего развития имеют достаточно совершенную пищеварительную систему. В конце первого года ребёнок имеет 6—8 зубов, благодаря чему он может достаточно хорошо

пережёвывать пищу. Развитие жевательного аппарата происходит постепенно на протяжении всего дошкольного периода жизни ребёнка.

   

      Казалось бы, какая может быть связь между речью и процессом пищеварения?

    Для чёткой артикуляции, а так же для нормального пищеварения нужны сильные, упругие и подвижные органы речедвигательного аппарата.

От работы многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических, зависит как процесс говорения, так и процесс жевания.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, речевых звуков.

Использованная литература:

  1. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: Модели, подходы, технологии.-М., 2013.
  2. Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов/ Под ред. Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская – М: Гуманит.изд. центр Владос, 2002( Коррекционная педагогика).
  3. Интернет-ресурсы: 

https://www.medmoon.ru/,

         https://anatomy_atlas.academic.ru/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика - основа для формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика - подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а твк же для формирования правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика-основа правильной речи

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика-основа звукопроизношения и речи»

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика-основа звукопроизношения и речи»...

Материал для родителей "Артикуляционная гимнастика как метод развития функций артикуляционного аппарата"

Уважаемые родители, предлагаю упражнения артикуляционнй гимнастики (первый комплекс)....