Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Рязанова Алина Рифгатовна

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ryazanova_a.r._zima.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Конспект занятия

                                                                                        по познавательно - речевому развитию

                                                                                        в старшей группе

Рязановой Алины Рифгатовны                                                                                                                                                                        

  1. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

2. Тема: «Зима. Обобщение»

3. Программное содержание:

Цель: Обобщение и закрепление знаний  по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Закрепить представления о зиме и её приметах, об образе жизни диких животных в зимний период, зимующих птицах, зимних забавах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Совершенствовать грамматический строй  речи через согласование существительных с числительными, подбор слов признаков, употребление предложно – падежных конструкций.

Коррекционно - развивающие:

развивать:

  • Связную речь.
  • Общую, мелкую, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
  • Длительный плавный выдох.
  • Зрительное, слуховое внимание и восприятие.
  • Память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период.
  • Вызвать эмоциональный отклик на изображенное на картине.

4. Словарная работа: 

- обогащение словаря: студёная, вьюжная, красногрудый, замечательная, восхитительная, чудесная.

- активизация словаря: морозная, холодная, снежная, ветреная, снежные, холодный, мокрый, рассыпчатый, белый, липкий, лёгкий, рябина, пшено, семечки,  еда, корм, красивая.

5. Индивидуальная работа: закрепление навыка ответа полным предложением, правильного использования предлогов.

6. Предварительная работа: Рассматривание предметно-развивающей среды (сюжетные картинки, иллюстрации) по теме «Зима». Рассматривание репродукций

картин русских художников. Беседы о зиме, зимующих птицах, зимних забавах. Просмотр мультимедийной презентации. Разучивание пальчиковых и динамических игр по теме.

7. Оборудование:

Мультимедийное оборудование (проектор, экран), слайды к занятию, магнитная доска, разрезная картинка, письмо, заяц, снегирь, ведро со снегом, салфетки,  зеркала, следы, макет игры «Как зимуют звери», тактильные мешочки, корм для птиц.

Ход НОД

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Рифгатовна, я очень рада встречи с вами, рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Логопед: Ребята, кажется, сегодня у нас будет не совсем обычный день…

А знаете, почему?

Мне сегодня утром рано

Принесли письмо одно,

Очень странное оно:

Вместо марок три снежинки,

А конверт из целой льдинки…

Интересно, от кого это странное письмо? (предположения детей)

Логопед:  Прочтем и узнаем от кого письмо, слушайте внимательно?

Логопед:  «Здравствуйте ребята, я Зимушка - Зима, обращаюсь к вам за помощью, всю зиму я рисовала замечательную картину, но разыгрался сильный ветер и порвал её на 3 части, все части разлетелись по лесу, помогите мне её собрать».

Логопед:  Ребята, от кого письмо?

Дети: От Зимушки – зимы.

Логопед: О чём говорится в письме? (ответы)

Поможем Зимушке – Зиме? Отправимся в зимний лес и найдём части картины?

Дети: Да

2 Основная часть

Логопед: Но сначала нужно размять наш язычок, чтобы он случайно не замерз в лесу.

Артикуляционная гимнастика  (предлагаю присесть на стулья, раздаю зеркала и салфетки)

Язычок в лес собрался (высунуть язык)

Он умылся («Чистим зубки»), причесался («Расческа»),

На прохожих оглянулся («Вкусное варенье»),

Вправо, влево повернулся («Часики»).

Вниз упал, наверх поднялся («Качели»).

Раз - и в домике остался!(«Заборчик»)  

(собираю зеркала)

Д/игра «Назови, зима какая» ( игра с мячом)

Логопед: Вспомним зима какая? На улице мороз, значит зима какая? (бросаю мяч детям)

Дети: Морозная.

Логопед: на улице снег, значит зима какая?

Дети: снежная.

Логопед: на улице холод, значит зима какая?

Дети: холодная.

Логопед: на улице ветер, значит зима какая?

Дети: ветряная.

Логопед: А если часто гуляет вьюга, то зима какая?

Дети: вьюжная.

Логопед: Если на улице стужа, то зима какая?

Дети: студёная.

Логопед: Здорово, всё знаете. Отправляемся в зимний лес. В лесу много снега. На чём же нам отправиться в лес?  (на экране появляется картинка лыжи)

Дети: ответы детей.

Логопед: предлагаю на лыжах. Встаём на лыжи, берём в руки лыжные палки и едим на лыжах.

 Речевая игра с движением

Мы на лыжах в лес идём, 

Поднимаемся на холм.  

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога

Логопед: Перед нами поляна с большими сугробами, а сугробы из чего?

Дети: Из снега.

Логопед: Значит они какие? (снежные)

(выношу ведро со снегом)

Игра «Опиши на ощупь»

Логопед: Поиграем мы со снегом. Какой он на ощупь?

Какого он цвета?

Дети: Холодный, мокрый, рассыпчатый, белый, липкий, лёгкий.

Логопед: Если мы долго будем держать снег, что с ним произойдёт? Во что он превратиться?

Дети: он растает и превратиться в воду. 

Предлагаю вам салфетки.

Логопед: Что можно слепить из снега?

Дети: Снеговика, снежный ком, снежную крепость.

Логопед: А я предлагаю слепить снежок. Повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз – подбросим,

Два – поймаем,        

Три – уроним и сломаем.

Проводится дыхательная гимнастика

Руки замёрзли?

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом)

Согреем мы их.

Логопед: Ребята, вы здесь ничего не замечаете? Посмотрите, за сугробом я нашла 1 часть картины. Здорово.

Отправимся  дальше,  перед нами озеро, а чем озеро покрыто зимой?

Дети: Льдом

Логопед: Как нам озеро перейти?  На чём мы можем прокатиться по льду?

Дети: На коньках

Логопед: Встаём на коньки, и покатились по льду.

Речевая игра с движением

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…  

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке…

 (на поляне сидит заяц у него фрагмент картины)

Логопед: Посмотрите кто это?

Дети: Заяц.

Логопед: Я видела зайца летом серым, а сейчас он белый. Почему?

Дети: меняет шубку с серой на белую

Логопед: Почему?

Дети: чтобы его не заметили хищники в лесу.

Д/и: «Как зимуют звери»

Логопед: А что же с другими животными происходит зимой?

Посмотрим в зимнем лесу   (макет зимнего леса в нём открывающиеся окошечки).

Окошечко откроем, кто внутри узнаем, как зимует,  скажем.

Маша открой окно, кого видишь? Что делает зимой? Скажи полным предложением.

Дети: Медведь спит в берлоге. Заяц сидит под кустом, грызёт кору. Ёж спит под пнём. Белка сидит в дупле грызёт орешки. Лиса ищет добычу. Волк ищет добычу, рыщет по лесу.

Логопед: Посмотрите у зайца 2 часть картины,  ему понравились ваши рассказы,  он отдаёт нам часть картины. Отправимся дальше, перед нами гора, как спуститься  с горы? на чём мы можем скатиться с горы?

Дети: На санках, на ледянках.

Логопед: Предлагаю,  скатится с горы на санках.

Игра на развитие силы голоса «Саночки» (сначала тихо потом громко произносим звук «У», показывая ладошкой спуск с горы)

Логопед: (музыка щебет птиц)  Посмотрите, кто на ветке сидит?

Дети: Снегирь

Логопед: Как вы догадались, что это снегирь? Что- то летом я его не видела?

Дети: У него красная грудка, он прилетает к нам зимой.

Логопед: Если у него красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Д/и «Назови и сосчитай зимующих птиц»

Логопед: У него ещё одна часть нашей картины, он предлагает нам поиграть в игру. Назвать и посчитать птиц, которые с ним зимуют (на экране появляются картинки). Внимание на экран, сколько, кого?

Дети: один глубь, три синицы, пять снегирей.

Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них?

Дети: делаем кормушки, кормим.

Логопед: Посмотрите, я приготовила угощенье для птиц. Назовите, что у меня?

 Дети: рябина, пшено, семечки,

Логопед: Как можно назвать рябину, семечки, пшено одним словом? Что это для птиц? (Еда, корм)

Д/и «Угадай на ощупь» «Накорми птиц»

Логопед: а ещё у меня есть чудесные мешочки, вы должны на ощупь угадать какой корм внутри. Петя, что в твоём мешочке? Чем ты будешь кормить птиц? (Полным предложением).

Дети: Я буду кормить птиц рябиной. Семечками. Пшеном.

Логопед: Снегирь благодарит нас за игру, и отдаёт нам 3 часть картины. Пока мы с вами путешествовали, на улице потемнело, почему так рано темнеет?

Дети: Потому, что зимой день короткий, а ночь длинная.

Логопед: Пора нам вернуться, по следам пойдем в детский сад придем, по следам пойдем, зимние месяцы назовём (идём по следам).  

Логопед: Вот мы и в детском саду.

III.Заключительная часть

Д/и «Собери картину»,  «Что мы знаем о зиме».

У нас три части картины, поможем Зимушке – зиме соберём картину (собираем картину из 3 частей на магнитной доске).

Посмотрим на картину и вспомним, что мы знаем о зиме, а помогут нам в этом картинки – подсказки  (снежинка, снегирь, кормушка, медведь, санки, снеговик, заяц). Я начну, а вы продолжите, ваш ответ будет начинаться со слова «Зимой»

 Например: зимой падают снежинки.

Дети: Зимой прилетает снегирь. Зимой делают кормушки и кормят птиц. Зимой медведь спит в берлоге. Зимой дети катаются на санках, на коньках,  на лыжах. Зимой лепят снеговика. Зимой заяц белый.

Логопед: Что можем  сказать зиме о её картине? Какая она? (красивая, замечательная, восхитительная, чудесная)

IV . Итоговая часть

Логопед: У нас сегодня действительно необычный день. Куда мы ходили? Что мы делали? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? Как вы думаете, мы справились с заданием?

За ваше старание,  зимушка благодарит вас и дарит вам зимние раскраски, чтобы раскрашивая их, вы вспоминали это чудесное время года.

Мы друг другу улыбнёмся, и скажем до свидания друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»ЦЕЛИ:         Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

ЦЕЛИ:        Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;- согласование числительных...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Закрепить знания детей о зимующих птицах, активизировать словарь детей....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима. Праздник Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия  в старшей группе на тему:  «Зима. Праздник Новый год»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Новый год».

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Новый год»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Зима"

Цель: обогащение и активизация словаря по теме зима.Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового...