Мои публикации
статья по коррекционной педагогике
Имею публикации в социальной сети работников образования учебно-методического материала «Инфоурок»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ
“На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.
Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. Дошкольники – как воск. Подогрев его, т.е. обласкав, от ребенка можно всего добиться и переделать его поведение тоже легче, чем в более в старшем возрасте.
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Задача осложняется тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.
Признаки неблагополучия в семье
- Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
- Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых;
- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм.
Главной целью работы МДОУ детский сад № 4 является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.
Задачи
- Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
- Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
- Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
- Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
- Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
Алгоритм сопровождения семей «группы риска»
- 1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.
- 2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
- 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагоги детского сада посещают семьи воспитанников.
Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.
4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
- разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.
Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели к возникновению проблемы. Мы не можем изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни)… Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение членов неблагополучной семьи.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.
Семьи «группы риска»:
- Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультациях психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации специалистов по выявлению отклонений у ребенка.
- Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности также необходима организация сотрудничества детей и взрослых, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность.
В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.
Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
- психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
- социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
- педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
- правовой (повышение правовой компетентности родителей);
- медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:
- воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
- создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи
- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.
Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: социальной службой и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства.
С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей педагогом-психологом и воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска». Этим занимается ответственный по работе с такими семьями (как правило, это заместитель заведующей по BP), психолог. Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информация (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.
Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.
Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.
Учитель-логопед проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОУ.
Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
В нашем детском саду в работе с семьями "группы риска" широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, индивидуальные формы работы, а также формы работы, связанные с оформлением стендов, буклетов, папок - передвижек, выставок. Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать информацию на папках - передвижках и стендах, в силу большого объёма информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры должна планироваться и проводиться таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, благоустройство ДОУ и территории, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
«Весёлая ярмарка»
Праздник, который ежегодно в сентябре во второй половине дня проводится на территории детского сада. На него приглашаются не только воспитанники и их родители , но и соседи - школьники, малыши, бабушки. Ярмарка может превратиться в праздник для всех, а детский сад в этот день стать местом отдыха для всех. Мы устраиваем чаепитие с самоваром.
Для детей в детском саду предоставляем бесплатные образовательные услуги в виде кружков: кружок «театрализованная студия «сказка» для старшей, подготовительной группы; кружок вокального пения «Растишки»; психологический кружок «Уроки добра», кружки выразительного чтения по средствам театрализованной деятельности учителя- логопеды, кружок «Светофорик»; по «ПДД» , шумового оркестра музыкальные руководители ).
Специалисты, работающие с семьями группы риска, информируют ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывают о развитии ребенка, дают педагогические советы по воспитанию детей; консультируют по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, информируют о существующих методах воспитания; разъясняют родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в данной семье; защищают права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери или отца и, вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.
Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы создания и эмоциональной сферы человека, руководящего развитием ребенка.
Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели, и родители всегда помнили, что семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Предварительный просмотр:
Автор: Веретенникова Наталья Викторовна
Педагог-психолог МДОУ детский сад № 4
пгт. Кокуй
«Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом особых образовательных потребностей»
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
К.Д. Ушинский
Создание образовательного пространства в ДОУ определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.
Одним из важных Профессиональных стандартов педагога ДОУ является организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом особых образовательных потребностей1.
Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети с разными возможностями, развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования2.
В нашем детском саду воспитываются дети с особыми образовательными потребностями.
Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающегося с целью освоения им адаптированной основной общеобразовательной программы3.
«Невозможно – это лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО.»
Марк Виктор Нансен
Самым главным направлением в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является индивидуальный подход, с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
С целью обеспечения доступности образования детям с особыми образовательными потребностями в нашем ДОУ осуществляется индивидуально ориентированный подход к подбору и разработке образовательного маршрута ребенка, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья.
Педагогами МДОУ детский сад № 4 разработаны психологические рекомендации для детей с особыми образовательными потребностями, в работе педагоги используют методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания. При работе также учитываются возрастные особенности детей. Во время занятий активно используем такие методы и приемы, как умение действовать по плану, преодоление импульсивности, непроизвольности, оценивание правильности выполненного действия и результата. Также развиваем у детей умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Воспитателями и педагогами ДОУ ведется работа по развитию познавательных и творческих способностей с использованием упражнений развивающего характера.
C каждым годом в муниципальные образовательные учреждения нашего посёлка приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме4.
И педагоги сходятся во мнениях, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Согласно словарю, сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого5.
Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.
Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа, работа ведется индивидуально с каждым ребенком.
Эффективная организация работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада предполагает:
• Систематическую комплексную индивидуальную психолого- педагогическую коррекцию.
• Создание атмосферы доброжелательности, психологической безопасности.
• Использование заданий, максимально побуждающих активность ребенка, его познавательную деятельность.
• Сочетание обучения с терапевтическими мероприятиями.
• Повышение возможности для общения и адекватность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
• Создание специальных условий обучения и воспитания (свет, игровая деятельность, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия и т.п.).
• Использование приемов запоминания.
• Закрепление навыков через многократное повторение указаний, упражнений, заданий.
• Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
• Задания с опорой на образцы.
• Использование доступных инструкций - вербальные и невербальные.
• Использование максимума наглядности - объемные наглядные средства, картины, природные объекты, мультимедийные презентации подходящие компьютерные программы6.
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.»
Л.И. Швецова
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что чрезвычайно важно педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма и поэтому, в каждом ребенке надо искать и найти сохранные психомоторные функции, его возможности, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться в дальнейшей педагогической работе.
Список литературы:
1. Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002.
2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 — 448 с.
3. Особые образовательные потребности - это что такое? Валентина Трухина - http://fb.ru/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti---eto-chto-takoe
4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО. - Москва: Litres, 2017.
5. Терзийска П.М. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-v-usloviyah-obychnogo-detskogo-sada
1 Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО. - Москва: Litres, 2017.
2 Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО. - Москва: Litres, 2017.
3 Особые образовательные потребности - это что такое? Валентина Трухина - http://fb.ru/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti---eto-chto-takoe
4 Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002.
5 Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 — 448 с.
6 П.М. Терзийска. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-v-usloviyah-obychnogo-detskogo-sada
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...