Консультация по инновационной деятельности для педагогов ДОУ в форме мастер-класса по теме: "Развитие мелкой моторики через рисование песком"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представлена технология развития мелкой моторики через рисование песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_igry_s_peskom_dlya_pedagogov_dou.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Майнский детский сад №5 «Теремок»
«РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ В ФОРМЕ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Подготовила и провела: воспитатель
Иванова Е.Н.
р.п. Майна, 2018г.
Для маленьких детей, которые еще не умеют говорить и выражать свои эмоции с помощью фраз, психологами разработана песочная терапия. Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша
Что такое детская песочная терапия? Система воспитания в детских садах все больше развивается в области интеллектуального развития ребенка. Эмоциональная сфера плавно перетекла на второй план, что негативно отразилось на духовной и чувствительной сфере детей. Чтобы помочь всестороннему развитию личности, воспитатели все чаще стали использовать терапию с песком. Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки. Песочница является отличным посредником для установления контакта с ребенком. Если малыш не может еще выразить свои ощущения, волнения или радость с помощью слов, то посредством песочных картин ему легко будет изобразить нужное состояние. Кроме того, у детей, проходящих терапию на основе песка, развиваются тактильные ощущения и стимулируются нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
Весь процесс создания картин происходит на глазах у зрителей. Удивительным образом горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления своих негативных эмоций.
Перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватывают вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидания Чуда. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребенок. Он делает то же, что и вы. Его маленькие ручки только что прикоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания. А мы поможем вам в этом.
В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета.
Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.
.Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:
- например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
- упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
- упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
- упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
- упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
- упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).
Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.
«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты.
«В гостях у Мурки».
а) Послушайте дети, кто-то жалобно кричит «мяу». Давайте впустим кошку. Кошка какая (пушистая, усатая, теплая и т.д.)? Спросим, что случилось. Кошка заблудилась, все дорожки замело. (Подошли к ящику с песком). А где живет кошка? Здесь портрет кошки, значит в этом доме живет кошка. А как добраться до дома? Нужно расчистить дорожку к дому (Оля пальчиком рисует прямую линию – дорожку). А рядом Алеша нарисует зигзагом дорожку. По какой дорожке кошка быстрее доберется до своего дома – по длинной или по короткой? Конечно по короткой.
б) Вот кошка пришла к дому. Она потеряла ключ (плачет). Надо найти ключик (дети погружают руки в песок и ищут ключик), находят. Теперь можем открывать дверь. Давайте скажем: «ок-ок-ок- открывайся замок!».
в) К ней спешат гости:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дубле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Отгадывают и ставят в песочницу.
По лесу скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц)
Отгадывают и ставят в песочницу.
Ползун ползет.
Иголки везет. (ежик)
Отгадывают и ставят в песочницу.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пушистый хвост ее краса.
Это рыжая … (лиса).
Отгадывают и ставят в песочницу.
Посмотрите, кошка улыбается, ей очень радостно, что у нее много гостей.
Важно вызвать активность и желание овладеть действием. Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому варьируйте их. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте. Тогда каждое занятие не будет простым повторением предыдущего. Например, «Сказочные деревья», «Деревья на участке», «Осенний сквер» ребенок изображает деревья, передавая его строение, но вместе с тем меняется задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Консультация для воспитателей по песочному рисованию....
Мастер класс: "Изготовление шнуровок"( для развития мелкой моторики)
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. И...
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»
Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...
Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ»
Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей....
Консультация для родителей "Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом" подготовительная группа.
В консультации даны рекомендации родителям, как с помощью нехитрых приемов рисования штрихами можно развивать мелкую моторику рук ребенка, разнообразить рисунки детей; тем самым корректировать некотор...
Консультация для педагогов на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ» Толмачева Тамара Владимировна
Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей....
Мастер – класс для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации».
Мастер - класс для родителей поможет в подготовке детей к школе. Подробно описаны игры и упражнения для развития у детей мелкой моторики рук и зрительно - моторной координации....