Психолого - Педагогическая диагностика "Перехода из дошкольного возраста в младший школьный"
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Беспалко Наталья Викторовна

Психолого-педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребенка, помогая педагогу выстраивать весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка. Она дает возможность подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_karty.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Психолого - Педагогическая диагностика

Перехода из дошкольного возраста в младший школьный

    Всероссийское совещание «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования» (Москва, 1999г.)  отмечает особую значимость проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями  системы образования на современном этапе их развития. Реализация преемственности должна обеспечить создание системы непрерывного образования, где одним из условий будет опора на уровень достижений дошкольного детства.

В современных условиях понятие «преемственность» включены следующие содержательные компоненты:

  • эмоциональный компонент – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности в процессе обучения, приоритет положительных эмоций;
  • содержательный компонент – правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания;
  • коммуникативный компонент – учет особенностей общения детей;
  • социальный компонент – процесс усвоения ребенком ценностей, традиций, культуры общества.

Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения. Процедура проведения  должна в основном базироваться на процедуре либо структурированного наблюдения, либо весьма простых специальных проб, основной смысл которых  также в общем состоит в наблюдении.

Психолого-педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребенка, помогая педагогу выстраивать весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка. Она дает возможность подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста.

Психолого-педагогическая оценка включает в себя:

  1. сбор информации;
  2. регистрацию полученных данных;
  3. интерпретацию полученных результатов.

Наблюдая за ребенком, получая от него ответы на вопросы, выслушивая высказывания, идеи и предложения, рассматривая продукты его деятельности, вы можете ответить почти на любой вопрос относительно его развития и актуального состояния.

Диагностические карты

Можно использовать 3-балльную  шкалу оценок:

3 –  ОБЫЧНО

2 -  ИНОГДА

1 -  ОЧЕНЬ РЕДКО

Эмоциональные проявления

Ф.И. ребёнка

Инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется тому, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк и др.)

Способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, поддается уговорам воспитателя

Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, настойчиво ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.)

Владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха

Осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами и др.)

С удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается

Средний балл:

Социальное развитие

Ф.И.ребёнка

Проявляет доброту, внимание, заботу

Умеет попросить о помощи и оказать ее

Уважает желания других людей

Умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме

Умеет заметить изменение настроения, , эмоционального состояния близких взрослых и сверстников

Может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим

Ориентируется в новой обстановке имеет представления о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке

Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий,  отрицательно оцененных взрослыми

Выражает интерес и стремление к своему будущему – к обучению в школе

Может занять себя сам

Признает правила, предложенные взрослыми или другими детьми

Спокойно наблюдает за действиями других детей

Средний балл:

Игра

Ф.И. ребёнка

Стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры

Самостоятельно организует предметно-игровую среду

В сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач

Использует ролевую беседу с другими детьми

Индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью

Согласует творческие замыслы с партнерами-сверстниками

В играх с готовым содержанием понимает игровую задачу, четко соблюдает правила игры

Стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта)

Умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия)

Свободно и с интересом играет в разные игры – сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, в игр

Средний балл:

Самообслуживание и элементы труда

Ф.И. ребёнка

Распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурных по столовой, уходе за животными и растениями, поддержании порядка в групповой комнате

Владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.)

Стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.)

Может организовать свое рабочее место и привести его в порядок по окончании занятий

Изготавливает игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов

Средний балл:

Общение

Ф.И. ребёнка

Инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей

Поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы

Умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме

Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья)

Проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности

Умеет договариваться со сверстниками

Проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить сверстника, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.)

Средний балл:

Познавательная сфера

Ф.И. ребёнка

Знает свое имя,  фамилию, день рождения, как зовут родителей, называет адрес

Имеет представление о России как своей стране

Интересуется объектами живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.)

Имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных

Знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево,  бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.)

Имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает (врач лечит, учитель учит)

Знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.)

Понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (в воскресенье, отпуск, праздник и др.)

Обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы

Проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность

Устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям – гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных  предметов в воду – тонет, не тонет и др.)

Обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы)

Объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.)

Имеет представление об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры)

Владеет логическими операциями – выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответсвие (сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их  завершения и др.)

Средний балл:

Изодеятельность  и конструирование

Показатели развития ребенка

   

Видит характерные признаки объектов  и явлений окружающего мира

Речь (замысел) предвосхищает создание рисунка

Создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других)

В рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы, сказочные образы

Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла

Способен участвовать в коллективных художественно-декоративных работах

Создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу

Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы)

Участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, спектакля, игры, украшения интерьера и др.)

Средний балл:

КАРТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

МКДОУ   «Малиновский детский сад»

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

Направления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ИГРА

САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ТРУД

ОБЩЕНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Фамилия, имя ребенка

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

2,4-3,0 балла – красный цвет

1,6-2,3 балла – синий цвет

1,0-1,5 балла – зеленый цвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"

В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника....

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...