Психолого - Педагогическая диагностика "Перехода из дошкольного возраста в младший школьный"
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Психолого-педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребенка, помогая педагогу выстраивать весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка. Она дает возможность подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_karty.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого - Педагогическая диагностика
Перехода из дошкольного возраста в младший школьный
Всероссийское совещание «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования» (Москва, 1999г.) отмечает особую значимость проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования на современном этапе их развития. Реализация преемственности должна обеспечить создание системы непрерывного образования, где одним из условий будет опора на уровень достижений дошкольного детства.
В современных условиях понятие «преемственность» включены следующие содержательные компоненты:
- эмоциональный компонент – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности в процессе обучения, приоритет положительных эмоций;
- содержательный компонент – правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания;
- коммуникативный компонент – учет особенностей общения детей;
- социальный компонент – процесс усвоения ребенком ценностей, традиций, культуры общества.
Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения. Процедура проведения должна в основном базироваться на процедуре либо структурированного наблюдения, либо весьма простых специальных проб, основной смысл которых также в общем состоит в наблюдении.
Психолого-педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребенка, помогая педагогу выстраивать весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка. Она дает возможность подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая условия для наибольшего личностного и интеллектуального роста.
Психолого-педагогическая оценка включает в себя:
- сбор информации;
- регистрацию полученных данных;
- интерпретацию полученных результатов.
Наблюдая за ребенком, получая от него ответы на вопросы, выслушивая высказывания, идеи и предложения, рассматривая продукты его деятельности, вы можете ответить почти на любой вопрос относительно его развития и актуального состояния.
Диагностические карты
Можно использовать 3-балльную шкалу оценок:
3 – ОБЫЧНО
2 - ИНОГДА
1 - ОЧЕНЬ РЕДКО
Эмоциональные проявления
Ф.И. ребёнка | ||||||||||||||||||||
Инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется тому, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк и др.) | ||||||||||||||||||||
Способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, поддается уговорам воспитателя | ||||||||||||||||||||
Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, настойчиво ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.) | ||||||||||||||||||||
Владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха | ||||||||||||||||||||
Осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами и др.) | ||||||||||||||||||||
С удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
Социальное развитие
Ф.И.ребёнка | ||||||||||||||||||||
Проявляет доброту, внимание, заботу | ||||||||||||||||||||
Умеет попросить о помощи и оказать ее | ||||||||||||||||||||
Уважает желания других людей | ||||||||||||||||||||
Умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме | ||||||||||||||||||||
Умеет заметить изменение настроения, , эмоционального состояния близких взрослых и сверстников | ||||||||||||||||||||
Может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим | ||||||||||||||||||||
Ориентируется в новой обстановке имеет представления о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке | ||||||||||||||||||||
Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми | ||||||||||||||||||||
Выражает интерес и стремление к своему будущему – к обучению в школе | ||||||||||||||||||||
Может занять себя сам | ||||||||||||||||||||
Признает правила, предложенные взрослыми или другими детьми | ||||||||||||||||||||
Спокойно наблюдает за действиями других детей | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
Игра
Ф.И. ребёнка | ||||||||||||||||||||
Стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры | ||||||||||||||||||||
Самостоятельно организует предметно-игровую среду | ||||||||||||||||||||
В сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач | ||||||||||||||||||||
Использует ролевую беседу с другими детьми | ||||||||||||||||||||
Индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью | ||||||||||||||||||||
Согласует творческие замыслы с партнерами-сверстниками | ||||||||||||||||||||
В играх с готовым содержанием понимает игровую задачу, четко соблюдает правила игры | ||||||||||||||||||||
Стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта) | ||||||||||||||||||||
Умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия) | ||||||||||||||||||||
Свободно и с интересом играет в разные игры – сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, в игр | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
Самообслуживание и элементы труда
Ф.И. ребёнка | ||||||||||||||||||||
Распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурных по столовой, уходе за животными и растениями, поддержании порядка в групповой комнате | ||||||||||||||||||||
Владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.) | ||||||||||||||||||||
Стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.) | ||||||||||||||||||||
Может организовать свое рабочее место и привести его в порядок по окончании занятий | ||||||||||||||||||||
Изготавливает игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
Общение
Ф.И. ребёнка | ||||||||||||||||||||
Инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей | ||||||||||||||||||||
Поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы | ||||||||||||||||||||
Умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме | ||||||||||||||||||||
Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья) | ||||||||||||||||||||
Проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности | ||||||||||||||||||||
Умеет договариваться со сверстниками | ||||||||||||||||||||
Проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить сверстника, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.) | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
Познавательная сфера
Ф.И. ребёнка | ||||||||||||||||||||
Знает свое имя, фамилию, день рождения, как зовут родителей, называет адрес | ||||||||||||||||||||
Имеет представление о России как своей стране | ||||||||||||||||||||
Интересуется объектами живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.) | ||||||||||||||||||||
Имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных | ||||||||||||||||||||
Знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.) | ||||||||||||||||||||
Имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает (врач лечит, учитель учит) | ||||||||||||||||||||
Знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) | ||||||||||||||||||||
Понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (в воскресенье, отпуск, праздник и др.) | ||||||||||||||||||||
Обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы | ||||||||||||||||||||
Проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность | ||||||||||||||||||||
Устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям – гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду – тонет, не тонет и др.) | ||||||||||||||||||||
Обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы) | ||||||||||||||||||||
Объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.) | ||||||||||||||||||||
Имеет представление об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры) | ||||||||||||||||||||
Владеет логическими операциями – выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответсвие (сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.) | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
Изодеятельность и конструирование
Показатели развития ребенка |
| |||||||||||||||||||
Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира | ||||||||||||||||||||
Речь (замысел) предвосхищает создание рисунка | ||||||||||||||||||||
Создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других) | ||||||||||||||||||||
В рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы, сказочные образы | ||||||||||||||||||||
Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла | ||||||||||||||||||||
Способен участвовать в коллективных художественно-декоративных работах | ||||||||||||||||||||
Создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу | ||||||||||||||||||||
Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы) | ||||||||||||||||||||
Участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, спектакля, игры, украшения интерьера и др.) | ||||||||||||||||||||
Средний балл: |
КАРТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
МКДОУ «Малиновский детский сад»
Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________
Направления | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ | СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ИГРА | САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ТРУД | ОБЩЕНИЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА |
Фамилия, имя ребенка | ||||||
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
2,4-3,0 балла – красный цвет
1,6-2,3 балла – синий цвет
1,0-1,5 балла – зеленый цвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"
В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника....
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Презентация на тему "Преемственность в организации социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста".
Презентация "Преемственность ДОУ и СОШ"...