Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников
статья по коррекционной педагогике
Формирование толерантности и патриотических чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnosti_i_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников
Актуальность вопроса
За последние десятилетия во всем мире стали развиваться миграционные движения, что приводит, с одной стороны к экономической и социальной интеграции, к единению народов, с другой к этническому и религиозному противостоянию, к вражде между отдельными социальными группами, ксенофобии.
Большую роль в гармонизации отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению.
Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года гласит: “Толерантность означает убеждение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений”.
Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Для русских людей понятие толерантности далеко не ново. Россия всегда была многонациональной страной, где переплелось множество культур, традиций, религий.
В концепции модернизации российского образования говорится: “Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства”
Естественно все эти требования касаются и дошкольного образования.
Концепция 2020 определяет толерантность как общественную ценность наравне со здоровьем, семьей, патриотизмом.
Детство большинства педагогов прошло в то время когда общечеловеческие ценности, интернационализм, уважение к другим народам и культурам транслировалось средствами массовой информации. Сегодня средства массовой информации в большой степени являются частью рыночной экономики. Поэтому приоритет в осуществлении данного вопроса в большей степени принадлежит образованию.
Американский журналист, писатель-антрополог Томас Аберкромби, который за свою жизнь объездил весь земной шар, работал на всех шести континентах, очень точно подметил: “Познавая другие культуры мы лучше начинаем понимать свою, тем самым обогащая свою жизнь, расширяя кругозор, лучше понимаем себя и других людей.”
Детство является тем благотворным периодом, когда формируются лучшие качества человека.
С момента появления на свет, среда, в которой растет ребенок, формирует его жизнь и поведение, он становится маленьким творением своей культуры.
Для растущего человека понятие Родина начинается с любви к маме, к близким людям, к родному дому. Велика роль семьи в воспитании личности ребенка. Постепенно ребенок социализируется в обществе через систему образования в детском саду. Здесь он учится общаться со сверстниками, любить, уважать. Основная задача дошкольного образования – формировать гармонично развитую личность: человека умеющего уважать себя и других; умеющего ценить прекрасное; с уважением и любовью относящегося к культурному наследию своей Земли, историческому прошлому своего народа. Умеющему ценить чувства других людей и уважающему культуру других народов.
Очень важно педагогам, работающим в системе дошкольного образования, работая с детьми разных национальностей акцентировать детей на общность, на схожесть между ними, а не на различие. Прививать интерес к различным культурам мира. К 5-6 годам у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности. В шестилетнем возрасте уже достаточно развита готовность и способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Это благотворный возраст для развития личности в аспекте основ толерантности.
Формирование толерантности у человека проходит ряд стадий. Условно выделяем уровни или структурные компоненты проявления толерантности:
1) Когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности.
2) Эмоционально-оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие.
3) Поведенческо-рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении, при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе; своему поведению, самооценивание, самоанализ.
Формирование толерантности – это движение по направлению к свободной, гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического, личностно-ориентированного подхода.
Этнокалендарь в образовательном пространстве детского сада
Мы работаем в детском саду №12 компенсирующей направленности в группе детей с диагнозом «Задержка психического развития». Группа разновозрастная, есть дети других национальностей.
На протяжении ряда лет использую в своей работе с детьми старше-подготовительного возраста этнокалендарь, который создает информационно-просветительскую среду для детей и родителей. Дети знакомятся с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира. Значимое место в этой работе отводится семье. Родители участвуют в организации праздников в группе. Ведётся рубрика «Моя семья», дети приносят фотографии близких, родственников. Рассказывают об интересных местах, увлекательных путешествиях, в которых они побывали в нашей стране, в ближнем и дальнем зарубежье.
Проектом моей работы по формированию толерантности и патриотических чувств является этнокалендарь. Работа с этнокалендарем осуществляется через разные формы, виды деятельности.
Проводятся беседы в системе занятий по социальному миру и развитию речи. Дети знакомятся с культурой, сказками, играми народов России и мира. Через сеть занятий, бесед «Моя страна Россия», «Наш город Санкт-Петербург» дети знакомятся с историей и культурой нашей страны, своего города. Во время занятий, бесед по ознакомлению с культурой России и мира целесообразно использовать компьютерные средства обеспечения.
Этнокалендарь играет значимую роль в систематизации работы по формированию толерантности и патриотических чувств, культурно-нравственному развитию дошкольников. В результате работы у детей значительно возрос уровень знаний окружающего мира.
Пример использования этнокалендаря в нашей работе в течение года (2011 год).
Январь
· 1 января – Новый Год.
Работа с детьми: разучивание стихов, подготовка к утреннику.
· 7 января – Рождество Христово (православное).
Работа с детьми: знакомство с православной культурой.
· 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Работа с детьми: беседа, посвященная блокадному Ленинграду.
Февраль
· 10 февраля – день памяти А.С.Пушкина.
Работа с детьми: знакомство с творчеством, чтение сказок, стихов А.С.Пушкина.
· 17 февраля – китайский праздник фонарей (завершение празднования Нового года, в Китае устраивается выставка разноцветных фонариков с загадками, отгадавший получает призы).
Работа с детьми: знакомство с Китаем, раскраска фонарей, конкурс загадок.
Цели и задачи: знакомство с культурой народов мира, развитие высших психических функций. Воспитание толерантности.
· 23 февраля – День защитника Отечества.
Работа с детьми: предварительная беседа, конкурс стихов о Родине, Российской армии.
· 28 февраля – масленица (встреча весны).
Работа с детьми: праздник в группе.
Цель: воспитывать уважение и интерес к традициям и культуре родной земли.
Март
· 3 марта – японский праздник кукол (старинный японский праздник. Девочки в нарядных кимоно ходят друг к другу в гости, любуются куклами, дарят и получают подарки).
Работа с детьми: предварительная беседа. Знакомство с народами мира (Японией). Девочки приносят в детский сад любимые куклы, составляют рассказ о любимой кукле. Утраиваем угощение и чаепитие.
Задачи: формировать интерес к другим культурам; развивать связную речь.
· 8 Марта – международный женский день.
Работа с детьми: подготовка к празднику в детском саду, конкурс рисунков, стихов, рассказов «Моя мама».
Задачи: воспитание любви к матери. Развитие высших психических функций, связной речи.
· 21 марта – Навруз («Новый день»). Для большинства восточных народов наступает Новый год. Люди радуются весне, пробуждению природы и солнцу, как символу жизни.
Работа с детьми: информационно-просветительская в аспекте этнокалендаря.
Апрель
· 1 апреля – день смеха.
Работа с детьми: чтение шуточных историй.
· 2 апреля – день детской книги.
Работа с детьми: беседа «Книга в жизни людей».
· 12 апреля – всемирный день авиации и космонавтики.
Работа с детьми: беседы «Земля в солнечной системе», «Ю.Гагарин и другие космонавты». Конкурс детских рисунков; стихи о космосе.
· 24 апреля – Пасха Христова (святое Христово воскресенье). Главный праздник всех христиан.
Работа с детьми: знакомство детей с христианской культурой (детская библия). Детское творчество: изготовление и раскраска пасхальных яиц, поделок.
Май
· 1 Мая – праздник весны и труда (праздник прихода тёплой весны и начала полевых работ).
· 9 Мая – День Победы. Праздник победы многонациональной советской армии над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Работа с детьми: знакомство детей с героическим прошлым нашей страны, с народами Советского Союза.
· 27 мая – день города Санкт-Петербурга (история и культура города).
Работа с детьми: конкурс стихов, рассказов о родном городе, конкурс рисунков.
Июнь
· 12 июня – день России (знакомство с культурой народов России).
Работа с детьми: беседа о народах населяющих Россию, чтение народных сказок, фольклор.
· 26 июня – сабантуй (народный праздник татар и башкир. Празднует окончание посевных работ).
С 1 июля по 31 августа у детей летние каникулы.
Сентябрь
· 1 сентября – День Знаний (праздник начала учебного года).
· 30 сентября – Рошашана (праздник в честь наступления нового года по иудейскому календарю). Принято поздравлять друг друга, желать доброго нового года.
Работа с детьми: информационно-просветительская в аспекте этнокалендаря.
Ноябрь
· 4 ноября – День народного единства. День казанской иконы Божией Матери. Праздник единения народа нашей страны. Праздник в честь найденной в Казани священной иконы, перед которой молились воины.
Работа с детьми: беседа, посвященная истории России, знакомство с народами России, беседы, чтение национальных сказок, фольклор, игры народов нашей страны. Знакомство с народными костюмами (раздать детям шаблоны, предложить самим нарисовать костюм). Конкурс рисунков «Моя страна Россия». Развивающе-дидактические игры: «Найди пару», «Что изменилось», «Какой детали костюма не достает», «Назови костюм» (костюмы в пересекающейся плоскости). Такие игры закрепляют знание национальных костюмов, воспитывают толерантность, развивают память,объем и распределение внимания, мышление.
· 28 ноября – День матери России. Праздник в честь всех матерей нашей страны. Их поздравляют, благодарят за заботу, дарят подарки.
Работа с детьми: Неделя досуга в детском саду, посвященная Дню матери; детские праздники для мам; изготовление праздничных газет. Праздник в группе «Моя мама лучше всех». Предварительная работа: конкурс рисунков, стихи, детские рассказы о маме, рассказы по фотографиям "Путешествие с мамой". Развивающее занятие "Я люблю свою маму". Цель и задачи: формировать любовь к маме, воспитывать общечеловеческие ценности, развивать культуру речи.
Декабрь
· 6 декабря – День памяти А.Невского.
Работа с детьми: беседа о А.Невском «Моя страна Россия» (Н.В.Виноградова, Л.А.Соколова). Цель: воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
· 25 декабря – Рождество (каталическое).
Работа с детьми: знакомство детей с христианской культурой (страницы Детской библии). Знакомство с детской классической музыкой.
Этнокалендарь является ярким развивающим пособием, создающим информационно-развивающую среду. Он систематизирующий фактор в аспекте духовно-нравственного развития детей. Способствует формированию толерантного поведения, поликультурного мышления, воспитывает уважение и интерес к культуре своего народа и других народов. Развивает культурный уровень дошкольников. Способствует воспитанию общечеловеческих ценностей, развитию коммуникативной культуры и речи. В результате работы возрос уровень познавательных процессов детей, расширился активный словарь, возрос уровень связной речи, динамика высших психических функций.
Заключение
В заключении хочется отметить, что приоритетным направлением в духовно нравственном развитии подрастающего поколения считаю воспитание толерантности и патриотических чувств. Человек не может совершенствоваться вне социума. Настоящее формирует будущее. От сегодняшней системы образования, от личностных качеств каждого отдельного педагога зависит каким будет мир завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников
Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....
Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников
Технология состоит из теоретических выкладок, описания системы работы, изложения опыта работы и её результатов. В приложении даны конспекты занятий, перспективные планы, консультации для родител...
Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной кр...
Доклад на тему: "Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников"
Данный материал поможет родителям в воспитании у своих детей чувства патриотизма, чувства Родины....
Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...
Статья на тему: «Формирование гражданских и патриотических чувств у дошкольников»
Родина, Отечество ... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти ч...
Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...