Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
В рамках деятельности ПМПк МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска разработала АОП ДО ребенка с тяжелыми нарушениями речи, посещающего общеразвивающую группу дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_starshaya_gruppa.docx | 108.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ПМПк Заведующий МАДОУ ДСКН №4
МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска
г.Сосновоборска _________________Н.А.Литошик
протокол №_______ Приказ №________
«____»______________20___г. «_____»_______________20___г.
СОГЛАСОВАНО и ПРИНЯТО
Родители (законные представители)
старшей «А» группы
общеразвивающей направленности
________/___________________/
________/___________________/
протокол №_____
«_____»__________________20____г.
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Сосновоборск 2019
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной
образовательной программы …………………………………………………………3
1.1.2 Принципы и подходы к формированию адаптированной
образовательной программы …………………………………………………………5
1.1.3 Значимые для разработки и реализации адаптированной
образовательной программы характеристики ………………………………………7
1.2 Планируемы результаты освоения адаптированной
образовательной программы ……………………………………………………… 11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………15
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях ………………………………15
2.2 Содержание коррекционной работы …………………………………………...18
2.2.1 Деятельность педагога-психолога…………………………………………….18
2.2.2 Особенности взаимодействия коллектива ДОУ
с семьями воспитанников……………………………………………………………19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………..21
3.1.Специальные условия реализации программы ………………………………. 21
3.2 Материально-техническое обеспечение программы…………………………. 22
3.3. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды……………………………………………… 25
3.4. Программно-методическое обеспечение
образовательного процесса………………………………………………………... 26
3.4.1.Методическое обеспечение психолого-педагогического
сопровождения педагога- психолога……………………………………………….28
3.5. Расписание образовательной деятельности…………………………………...29
3.5.1. Расписание индивидуальной (подгрупповой)
коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с воспитанниками, имеющими ОВЗ на 2018-2019
учебный год…………………………………………………………………………..29
3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…………..29
3.7.Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении………………………………………………………30
4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ……………………………………32
Приложение 1 ………………………………………………………………………..33
Приложение 2 ………………………………………………………………………..34
Приложение 3 ………………………………………………………………………..35
Приложение 4………………………………………………………………………..36
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции о правах ребенка;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);
-Устава МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска;
-С учетом: Примерной адаптированной образовательной програмы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способностей при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной
программы
Целью Программы является обеспечение полноценного, разностороннего развития
ребенка с ограниченными возможностями здоровья; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
Задачи реализации Программы
- обеспечить коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ,
оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- обеспечение разностороннего развития с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих
способностей детей, их стремление к саморазвитию;
- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в
познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего
дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОУ;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции имеющихся
проблем, охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы
- соответствии со Стандартом ДО адаптированная образовательная программа построена на следующих принципах:
- Поддержка разнообразия детства . АОП рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
- Сохранение уникальности и самоценности детства. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
- Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений . Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – реализации программы.
- Сотрудничество Организации с семьей . Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
- Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
Основные подходы к формированию адаптированной образовательной программы:
- Системный подход - относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
- Личностно-ориентированный подход - личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
- Деятельностный подход - деятельность рассматривается как основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).
- Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задачи воспитателя: индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.
- Аксиологический (ценностный) подход - предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством.
- Компетентностный подход- является основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Культурологический подход – это методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и этнические особенности
1.1.3 Значимые для разработки и реализации адаптированной образовательной программы характеристики
Основные характеристики воспитанников: возрастные и индивидуальные.
Характеристику особенностей развития детей необходимо осуществлять через представление возрастного периода детей, социальной ситуации развития детей в этом возрастном периоде и их ведущей деятельности.
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
- 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
Речевое развитие.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Познавательное развитие
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6 годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу
- наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Социально-личностное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
- игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой на себя роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
- трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда, выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляет трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Характеристика детей с III-IV уровнем речевого развития, нарушением звукопроизношения по типу дизартрии.
Уровни общего недоразвития речи:
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоциональнооттеночных, уменьшительно- ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Общая характеристика нарушений звукопроизношения
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д, н).
- некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
- любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
- отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его. Например: "коова" (корова);
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: "колова" (корова).
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная форсированность или нарушения артикуляционной моторики. Подобные нарушения называются фонетическими
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности
фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р и л). Подобные нарушения называются фонематическими, так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как "лак", рожки - как "ложки".
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака - "тобака", зайка - "дайка", цапля- "тапля"), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико- фонематическими.
1.2 Планируемые результаты освоения
адаптированной образовательной программы
Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6лет)
Речевое развитие
Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуко-наполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Познавательное развитие
Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
- ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
- ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
- ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
- ребенок активен , успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
- ребенок способен адекватно проявлять свои чувства , умеет радоваться успехам сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
- ребенок обладает развитым воображением , которое реализует в разных видах деятельности;
- ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,-енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
- НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех- пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.
Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами. Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
2.2.Содержание коррекционной работы.
Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течении учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребѐнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность) Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Направления специальных коррекционных занятий специалистов:
Педагог-психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально- волевого и личностного развития воспитанника.
2.2.1 Деятельность педагога-психолога.
Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Задачи:
- сохранять психологическое здоровье детей;
- диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений;
- разработать и реализовать индивидуальные и групповые психокоррекционные программы;
- организовать консультационную работу с родителями и педагогами;
- повышать психолого-педагогическую культуру участников образовательных отношений;
- организовать психологическое сопровождение детей в период адаптации;
- участвовать в работе психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ.
Основные виды деятельности:
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- просветительская деятельность;
- организационно-методическая работа.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов ребенка, а также на коррекцию формирования межличностного общения, эмоционально-личностного развития ребенка, коррекцию агрессивности, застенчивости, тревожности.
2.2.2 Особенности взаимодействия коллектива ДОУ с семьями воспитанников
Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления компетентного родительства.
Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей:
- Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого- педагогическую помощь в семейном воспитании детей от двух лет до начала их школьной жизни, том числе, по вопросам специального образования.
- Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей.
- Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
- Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образования детей.
Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Педагогический коллектив реализует задачи психолого-педагогической поддержки семей на основе доверия, диалога, миролюбивого партнерства, уважения систем ценностей и взглядов родителей, признания огромного значения кровного родства в жизни своих воспитанников. С этой целью педагоги учитывают в общении с родителями демографические, экономические, экологические, этнокультурные и прочие условия жизни семей воспитанников; анализируют данные о составе семей, их экономической разнородности, традиции семейных отношений, учитывают социальную ситуацию в целом, в условиях которой развиваются дети и формируются их ценности.
- целью создания партнерских отношений и укрепления доверия с семьями воспитанников педагоги используют язык открытой коммуникации (активное слушание, безоценочные высказывания, уместный комплимент, улыбка и т.п.). Особенно это важно в эмоционально напряженных ситуациях общения с родителями, в случаях разногласий в решении проблем, затруднений и отклонений в развитии ребенка, в общении с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Педагоги предоставляют родителям возможность быть в полной мере информированными жизни и деятельности ребенка в детском саду, успешности его развития. Они делятся с членами семьи своими наблюдениями за ребенком и наиболее яркими впечатлениями дня, обращают внимание родителей прежде всего на успехи ребенка, проявление его индивидуальности, инициативы, предпочтений в разных видах деятельности, умение общаться со сверстниками и пр. Для этого педагоги активно используют различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные.
Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в проектной деятельности; для обогащения опыта игрового партнерства в спортивном празднике, детско-родительском досуге, в интеллектуальной викторине, самодеятельной игре; соучастниками в экологической или гражданско-патриотической акции и т.п.
Педагоги вместе с психологом оказывают поддержку родителям в период адаптации детей в новой среде и роли равноправных членов группы сверстников; знакомят родителей с эффективными способами поддержки малыша в благополучном протекании адаптации; рекомендуют родителям популярную литературу по актуальным вопросам семейного воспитания, информируют о семейных консультациях, обучающих программах и иных формах психолого-педагогической поддержки.
Педагогический коллектив осуществляет профилактику и предупреждение эмоционального неблагополучия детей в семье из-за возникновения разного рода деструкций в детско-родительских отношениях, поддерживает право каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия. С этой целью педагоги пропагандируют ценности гармоничного влияния на ребенка обоих родителей, как надежного воспитательного стержня семьи, опираясь на положительный опыт родительской солидарности, в условиях которой дети лучше социализируются, успешнее овладевают гендерной культурой, приобщаются к ценностям семейного очага, традициям семьи и общества.
- данной работе педагоги принимают во внимание традиции всенародных праздников и даты семейного календаря (региональные, всероссийские, международные).
Приоритетные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
- Роль семьи и детского сада в речевом развитии ребенка;
- Характеристика речевого развития детей 7-го года жизни;
- Профилактика речевых нарушений;
- Задержка речевого развития;
- Логопедическая работа по преодолению речевых расстройств у дошкольников;
- Для чего нужна артикуляционная гимнастика;
- Развиваем словарь ребенка-дошкольника;
- Игры по развитию грамматического строя речи;
- Развитие связной речи детей дошкольного возраста;
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников;
- Готовность к школьному обучению детей-логопатов;
- Подготовка руки к письму;
- Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте
- др.
Важной стороной образовательного процесса в дошкольном учреждении является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно-образовательный процесс
положительным семейным опытом.
3. Организационный раздел.
3.1.Специальные условия реализации программы.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7.Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
Обеспечение дифференцированных условий:
- оптимальный режим учебных нагрузок (форма проведения, продолжительность и режим занятий);
- вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Обеспечение психолого-педагогических условий:
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
Обеспечение специализированных условий:
- выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
- использование специальных методов, приемов, средств обучения,в рамках реализации Программы;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка;
- комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Обеспечение здоровьесберегающих условий:
- оздоровительный и охранительный режим,
- укрепление физического и психического здоровья,
- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
3.2.Материально-техническое обеспечение программы.
- Материально-технические условия, обеспечивающие реализацию Программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, противопожарной безопасности.
- Оснащенность помещений учреждения развивающей предметно пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей.
- Для эффективной реализации Программы в детском саду созданы следующие материально-технические условия:
- - Физкультурный зал;
- - Музыкальный зал;
- - Медицинский блок;
- - Пищеблок;
- - Прачечная;
- - Кабинет старшего воспитателя;
- - Кабинет заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе.
- - Кабинет педагога-психолога.
- - Кабинет учителя-дефектолога.
- - Кабинет врача-офтальмолога.
- В составе группе находится:
- 1. Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.
- Также в приемной расположены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле («Для вас, родители», «Будь здоров», «Меню», «Информация»), куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
- 2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповой комнате установлены столы и стулья по количеству детей. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Также в групповой комнате находятся учебная доска (маркерная). Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарноэпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.
- 3. Спальня - предназначена для организации дневного сна детей. В спальнях расставлены кровати. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют не менее 2 комплектов постельного белья, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
- 4. Буфетная - предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.
- 5. Туалетная с умывальной разделена – в умывальной установлены раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей. В умывальной установлен душевой поддон, раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных для детей 2-7 лет установлены детские унитазы.
- Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
- Музыкальный зал.
- Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен электронным пианино, музыкальным центром, проектором. Созданная развивающая музыкально-предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
- Физкультурный зал.
- Физкультурный зал детского сада занимает отдельное помещение и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований. Оборудование спортивного зала включает - комплекс детских тренажеров, в наличии имеются батуты, а также разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.
- Отделка всех помещений детского сада соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
- Медицинский блок.
В состав медицинского блока входят - медицинский кабинет, процедурная, изолятор, туалетная комната. Кабинет оснащен необходимым оборудованием.
- Пищеблок.
Пищеблок детского сада представляет собой набор производственных и складских помещений, оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь имеет маркировку, что позволяет исключит возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
- Прачечная.
Прачечная включает в себя помещения для стирки и глажения белья. Прачечная оснащена соответствующим техническим оборудованием.
- Территория детского сада включает:
- прогулочный участок для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории прогулочной площадки установлены крытая веранда. Прогулочная площадка оборудована малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, и др.
- 2 спортивных участка, оснащенных спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.
Таким образом, созданная в учреждении развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает не только условия для реализации Программы, но и возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
2. Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Кроме того, в каждой группе присутствуют предметы, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в качестве предметов-заместителей в детской игре).
3. Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4. Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Необходимым условием является исправность и сохранность материалов и оборудования.
5. Безопасность предметно-пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность организации различных видов детской деятельности. В каждой возрастной группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
3.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
№ | Образовательная область | Перечень программ, технологий и методических пособий. |
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. | ||
1. | Социально-коммуникативное развитие | Арушанова А.Г. Истоки диалога (5-7 лет). М., 2003 Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А. Развитие игры детей от 2 до 7 лет. Давидчук А.Н. Обучение и игра. М., 2004 Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2009 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М., Мозаика-Синтез, 2010 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. - М., Мозаика-Синтез, 2010 Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010 Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. - М., Мозаика-Синтез, 2010 |
2. | Познавательное развитие | Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 2 -7 лет. – М., 2009. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений / Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2010 Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет. М., 2009 Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. М., 2010 Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. М., 2006, 2007 Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. М., 2008 Алиева Т.Н., Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений детей 4—5 лет. Алиева Т.Н., Тарунтаева Т.Е. Развитие математических представлений детей 5—6 лет. Алиева Т.Н., Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений детей 6—7 лет |
3. | Речевое развитие | Арушанова А.Г., Рычагова Е. С. Коммуникация. Сценарии активизирующего общения детей 3—4 лет. Арушанова А.Т. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения. Арушанова А.Г., Рычагова Е. С. Игры со звучащим словом. Васюкова Н.Б. Чтение художественной литературы детям 4—5 лет. Васюкова Н.Е., Алиева Т. И. Чтение художественной литературы детям 5—6 лет. Васюкова Н.Е., Алиева Т. И. Чтение художественной литературы детям 6—7 лет. Истоки диалога (2—5 лет) / Под ред. А.Г. Арушановой. М., 2003. Истоки диалога (5—7 лет) / Под ред. А.Г. Арушановой. М., 2004. Нищева Н. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет»., Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2015 г. |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Л. А. Парамонова. Бумажная пластика. Конструирование. Для детей 2 - 7 лет. Карапуз, 2002 Пантелеева Л.В. Детское рукоделие. М., 2004 г. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010 г. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010 Лыкова И.А. Художественное творчество детей 4-5 лет. Лепка. Рисование. Аппликация. Карапуз, 2011г. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. Крапуз, 2010 г. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки", 2011г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Изд. Цветной мир, 2011г. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная группа. – Издательский дом «Цветной мир», М., 2015 год. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006 г. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. М., 2001 г. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Музыкальное развитие детей Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001 г. |
5. | Физическое развитие | Богина Т.Л., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. Современные методы оздоровления дошкольников. М., 2000 Богина Т.Л. Медико-педагогические основы охраны здоровья дошкольников. М., 2004 Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.- М. Мозаика-Синтез, 2010 Кондратьева Н.Л.- Подвижные игры Кондратьева Н.Л., Богина Т.Л. - Физическая культура и здоровье дошкольников. Богина Т.Л., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. Современные методы оздоровления дошкольников. М., 2000г. Степаненкова Э.Я. – Физическое воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез,2010. Степаненкова Э.Я. – Методика проведения подвижных игр. - М., Мозаика-Синтез, 2010 Маханва М.Д. – Воспитание здорового ребѐнка.– М.: АРКТИ, 2004 |
3.4.1.Методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагога- психолога.
Методические пособия |
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 3. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 4. Григорян Э.Г. Психологическая диагностика детей в ДОО.Учебно- методическое пособие. М.: Центр педагогического образлвания, 2016. 5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. 6. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. – СПб.: Речь, 2014 7. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь, 2014. 8. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2014. 9. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2014. 10. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов: Учебное пособие.-СПб: ООО»Издательство «Детство- Пресс», 2012. |
3.5.Расписание образовательной деятельности (Приложение 1).
3.5.1. Расписание индивидуальной (подгрупповой) коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с воспитанниками, имеющими ОВЗ на 2018-2019 учебный год (Приложение 2)
3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Наличие традиционных событий, праздников, мероприятий в детском саду - является неотъемлемой частью в деятельности МАДОУ, поскольку способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка, с учетом индивидуальных особенностей.
Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников - необходимая и нужная работа. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие вместе с родителями и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
Традиционные | Описание особенностей |
Праздники: «Праздник осени» «Новый год» «День рождения Детского сада» «8 марта – международный женский день» «День рождение Деда Мороза». | Проводятся ежегодно. К участию привлекаются семьи воспитанников. Изготовление атрибутов своими руками. К сотрудничеству приглашаются социальные партнеры. |
Мероприятия Спортивные: «Зарничка» «Веселые старты» «Красный, желтый, зеленый!» «Путешествие в страну Неболейка!» «Зимушка Зима - спортивная пора!» «Веселый рюкзачок» «Богатырские состязания». | Проводятся ежеквартально. Организованы на свежем воздухе. Изготовление атрибутов своими руками. К сотрудничеству приглашаются социальные партнеры. |
Акции «Как сохранить здоровье» «Покормите птиц зимой» «Посылка солдату» « Милосердие» «Войди в лес другом» «Берегите воду» «Защити себя сам». | Добровольное участие. • Изготовление атрибутов своими руками. • Поддерживается инициатива детей. • К сотрудничеству приглашаются социальные партнеры. |
События «Масленица» «День матери» «День космонавтики» День пожилого человека «Мы гордимся Вами очень» «День Победы» «Всемирный день птиц» «День знаний, мира, любви и добра» «День инвалида» Забег в честь Дня Победы. | Приуроченность к знаменательным датам, событиям. • Поддерживается самостоятельная деятельность детей. К участию привлекаются семьи воспитанников. Охват всех воспитанников ДОУ. |
3.7.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Задача педагога – создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Использовать в непосредственно образовательной деятельности физкультминутки, двигательные паузы между образовательными ситуациями, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Необходимо уделять внимание закаливанию, заботиться о достаточном пребывании детей на свежем воздухе, тщательно контролируя то, как одеты дети, не перегреваются ли они, не переохлаждаются ли, соблюдать все гигиенические требования к температурному, воздушному и световому режиму в помещении группы. Педагог внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности. При неправильной позе ребенка за столом (горбится, низко наклоняется) и недостаточном освещении во время рисования, рассматривания мелких изображений возникает перенапряженность зрения и может развиваться близорукость. Поэтому необходимо, чтобы столы и игровые уголки располагались близко к окнам, чтобы свет падал слева. Поэтому важны контроль за соответствием высоты мебели росту детей, своевременная смена столов, стульев.
Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную образовательную деятельность дошкольников с педагогом и самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей. (Приложение 3).
4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения разработанную в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции о правах ребенка;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);
-Устава МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска;
-С учетом: Примерной адаптированной основной оброазовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способностей при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех специалистов, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с ОВЗ.
Основой Программы является создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития детей с ОВЗ. Программа рассчитана на пребывание ребенка в общеразвивающей направленности.
Приложение 1
Непосредственно образовательная деятельность
Расписание
на пятидневную неделю с 03.09.2018 г. по 31.05.2019 г.
День недели | Старшая «А» группа | ||
Образовательные области | НОД | Время | |
Понедельник | Познавательное развитие, речевое развитие. | Формирование целостной картины мира | 9.00 – 9.20 |
Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие | 9.35 – 10.00 | |
Художественно-эстетическое развитие | Музыка | 15.20 – 15.45 | |
Вторник | Познавательное развитие | РЭМП | 9.00 – 9.25 |
Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие | 9.40 – 10.05 | |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка | 15.20 – 15.45 | |
Среда | Познавательное развитие, речевое развитие | Развитие речи | 9.00 – 9.25 |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация | 9.35 – 10.00 | |
Четверг | Речевое развитие | Подготовка к обучению грамоте | 9.00 – 9.25 |
Художественно-эстетическое развитие | Конструирование | 9.35 – 10.00 | |
Пятница | Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное развитие | 9.20 – 9.45 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 9.55 – 10.20 | |
Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие | На воздухе (20 минут) |
С детьми 5- 6 лет проводится 13 занятий в неделю длительностью по 20 - 25 минут, в середине каждого статического занятия проводится физ. минутка. Перерыв между занятиями 10 минут.
Чтение художественной литературы и заучивание наизусть по 10-15 минут в течение дня.
Кружок «Юный олимпиец» проводится 1 раз в месяц, лыжная подготовка 2 раза в месяц (зимний период)
Приложение 2.
Расписание индивидуальной (подгрупповой)
коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
с воспитанниками, имеющими ОВЗ, на 2018-2019 учебный год
Ф.И.О. ребенка | Группа | Вид коррекционно- развивающей деятельности | День недели | Время |
Рыгина Юлия Сергеевна | Старшая «А» | Индивидуальная | Среда | 10.05 – 10.25 |
Самофалова Анастасия Олеговна | Старшая «А» | Подгрупповой | Пятница | 8.50 – 9.15 |
Приложение 3.
РЕЖИМ ДНЯ
на 2018 – 2019 учебный год
(холодный период)
Старшая группа «А»
№ | Режимные моменты | 6-й год жизни |
1. | Утренний прием детей, игры. Самостоятельная игровая деятельность детей. Утренняя оздоровительная гимнастика. | 7.00 – 8.20 |
2. | Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.20 – 8.40 |
3. | Игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности. | 8.40 – 9.00 |
4. | Общая длительность непосредственно образовательной деятельности, включая перерывы в перовой половине дня. |
9.00 – 10.20 |
5. | Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак | 10.20 – 11.00 |
6. | Подготовка к прогулке. Прогулка. Возращение с прогулки. Подготовка к обеду. | 11.00 – 12.30 |
7. | Обед. | 12.30 – 13.10 |
8. | Подготовка ко сну. Сон. | 13.10 – 15.10 |
9. | Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. | 15.10 – 15.30 |
10. | Игры, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. Понедельник, вторник НОД во второй половине дня | 15.30 – 15.55 |
11. | Подготовка к уплотненному завтраку. Уплотненный завтрак. | 15.55 – 17.00 |
12. | Подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки. Самостоятельная игровая деятельность детей. Уход детей домой. | 17.00 – 19.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет «Планета Здоровья», как новая образовательная технология по здоровьесбережению в дошкольных организациях.
Пояснительная записка к адаптированной парциальной программе для детей с ТНР от 4 до 7 лет "Планета Здоровья"...
Презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успе
Целью адаптированной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...