«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Маскина Ольга Николаевна

 

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать  гендерные  особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.

 

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт  в  дальнейшем  человеку  большую  свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик» города Шумерля Чувашской Республики

Консультация для педагогов:

«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»  

Подготовила:

педагог-психолог

Маскина О.Н.  

г. Шумерля, 2018 г.
 Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников                                                                                                                                                                       

Ребёнок  родился.  Все  родные,  друзья  и  знакомые  уже  знают,  что родился  мальчик  (или  девочка),  страсти  утихли,  и  началась  полная  забот жизнь,  которая,  казалась бы, мало ещё зависит от того, какого пола ваш ребёнок: те же пелёнки, те  же бессонные ночи и проблемы с кормлением. И важность пола постепенно отходит куда-то далеко на задний план.

Мы  хорошо  знаем,  что  мальчики  при  рождении  обычно  крупнее  девочек, головка у них больше, больше вес. Но для разных детей все эти показатели могут перекрываться, и ваша дочка может весить больше  соседского мальчика.

Единственное  отличие, которое нас не обманет, – половые органы (сразу оговоримся, что речь не о грубой патологии). Они только родились! Мы ещё так мало успели дать им, мы ещё почти не начали  их  воспитывать, а они уже разные.  Мозг ребёнка  готов впитывать информацию, готов  воспринимать  и  анализировать  всё, что его окружает, и в первую очередь – лицо, голос, прикосновения матери. Оказывается, что органы чувств младенца уже настроены  определённым образом и   из всех звуков он выделяет  звуки  человеческого  голоса  (настроен  именно на эти  частоты), из всего зрительного ряда выделяет человеческое лицо. Но уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.

А как же наше одинаковое воспитание маленького сына и маленькой дочки? Да  нет одинакового воспитания! Мы  взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику. Но не у всех родителей это проявляется достаточно чётко.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные  и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и  женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов  –  общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а  как явление, вырабатывающееся в  результате сложного взаимодействия природных задатков и  соответствующей  социализации,  а  также  с  учётом  индивидуальных  особенностей каждого конкретного ребёнка.  

  • Ребёнок от 3-х до 4-х.

В этом возрасте ребёнок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и причёска. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться  интересы и ценностные ориентации и предпочтения определённых видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы (сюжетно-ролевая игра «Семья»). Появляется интерес к своему телу.

  • Действия        взрослых.

Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребёнка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто ещё из семьи имел ещё такое имя, что оно значит). Вместе с   ребёнком произносить его по-разному: ласково, сокращённо, полностью – с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или  женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного  поло-ролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности.

Развивать положительное отношение ребёнка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин: рост, сила, причёска, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в  телосложении, прежде  всего, те, которые доступны взору ребёнка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).    

  • Дети от 4х до 6 -ти лет.

У детей происходит формирование отношений между мальчиком и  девочкой.  Дети способны распределять роли в играх по половому принципу.  Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли.

Имитируют в игровой деятельности женские роли и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5 -ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени.

Появляются  вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твёрдо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети  играют  в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причём предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребёнка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки  дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.  

  • Действия  взрослых.

Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления поло-ролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений  людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение.  

   Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как  человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребёнка с матерью, её материнская  любовь. Она закладывает  основы доброжелательных отношений ребёнка с окружающим миром, даёт ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребёнка (доступно в соответствии с возрастом ребёнка). Понимать, что сексуальные игры детей являются  закономерными: они служат для  удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы  возмущения и наказания, строгий запрет.

  Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким  содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются      полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в  своей  практике,  но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация  ребёнка на ценности  своего пола происходит не только в семье, но и в  дошкольном учреждении, в котором он проводит много времени.

Стратегия обучения, формы и методы  работы с детьми, применяемые  в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома  –  мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению учёных, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у  них другой тип мозга и другой тип  мышления. Кроме того, педагог-женщина,  естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики   дошкольного  возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением  воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный  эмоциональный  фон. Воспитатели  не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают  их,  лишая  детей радости, которую они при этом испытывают.  

Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими. Необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей  и  т.п. Для  мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым  достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и  социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору   материалов и оборудования  для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое  внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их  гендерных особенностей, обратите  внимание на следующее:

  •     на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в  игре  социально одобряемых   образов женского и мужского поведения;
  •   на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки  воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  •   на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр -  «путешествий», в которых  для  мальчиков  предоставляется  возможность проиграть мужскую модель поведения.

Роль воспитателя состоит в том, что он  ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические  навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, и когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили  агрессивного  характера, для  этого нужно научить играть  мальчиков в  солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие  условия.  Так  как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу  игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для  игр приобретать конструкторы «сборно-разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя  игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может  понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество  кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Становится очевидным, что при воспитании ребёнка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учётом современных достижений психологии и педагогики. По мнению учёных, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературы по поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста пришли к выводу, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по-разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек.

Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из её компонентов. Успех вхождения ребёнка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной  подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребёнок является зеркальным отражением домашнего быта.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду  им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически  против  того,  чтобы мужчины и женщины располагали рядом  преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не  должны  демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу к другим людям, родным  и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности, проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.  

                                  Рекомендации воспитателям                                

  •   Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек — крупную, для  чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.  
  •   Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте  культурных практик. А  для девочек лучше  подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.  
  •   Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.
  •   Используйте чаще различные головоломки для девочек.  
  •   Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.  
  •   Экспериментируйте вместе с девочками с трёхмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.  
  •  Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
  •  Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно  мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.  
  •   Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже  есть лидер, но из-за мужского доминирования её лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.  
  •   Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот приём поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

                                                                                           

Литература:

  • Еремеева  В.Д.  Мальчики  и  девочки.  Учить  по-разному,  любить  по-разному. Самара: Учебная литература, 2005.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»

воспитание детей разного пола, одинаково способных   к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников....

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности  гендерной  социализации в игровой деятельности дошкольников.              ...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности   дошкольников...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного...