Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье описаны особенности сюжетно-ролевых игр у слабовидящих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения.
Исследования тифлопедагогов М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Т.П. Свиридюк показали, что развитие сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся дошкольников, но имеет свои специфические особенности и сложности, зависящие от состояния и степени зрительных нарушений и уровнем зрительного восприятия слабовидящих детей.
Это проявляется в недостаточности зрительно-сенсорного опыта, наблюдаться неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними, что может привести к сдерживанию хода развития предметно-игровых действий, обедненности сюжета игры и снижению уровня совместных действий детей в игре.
Замедленный ход развития предметно-игровых действий оказывает влияние на содержательно-смысловую сторону игры, так как в процессе выполнения той или иной роли обедненность образных представлений и снижение уровня предметных действий скажется на сюжете игры.
У дошкольников в старшем возрасте главное значение приобретает роль и ролевые действия, которые они стремятся выполнить используя для этого предметы-заместители. У слабовидящих детей действия с игрушками остаются ведущими даже в старшем дошкольном возрасте. И именно из-за этого, в ситуации, где нет таких предметов, слабовидящие дети часто легко выходят из взятой на себя роли, требуя конкретную игрушку.
И когда они пытаются использовать предмет-заместитель, их действия характеризуются более подробной детализацией действия, в отличие от нормально видящих детей, действия которых с предметами-заместителями носят свернутый, обобщенный характер. Слабовидящие дети при этом стремятся к подробностям предметно-игровых действий. Это свидетельствует о том, что для слабовидящих детей старшего дошкольного возраста роль еще не становится основным мотивом игры, так как еще не сложились все необходимые предметно-игровые и ролевые действия.
Недостаточность конкретно-предметного содержания в действиях с игрушками сказывается о и на мотивах игры слабовидящих детей. Процесс овладения предметно-игровыми действиями у детей с развитием в норме сформировывается в основном к четырем годам, а на пятом году жизни для них притягательной становится роль в игре. Тогда как у слабовидящих детей этот процесс продолжает формироваться на пятом-шестом годах жизни.
Интерес к действиям с игрушками у слабовидящих детей продолжается и в период возникновения ролевых мотивов. Но так как предметно-игровые действия еще не сложились, игра по содержанию ролевых действий еще представляется упрощенной и значительно менее содержательной, чем у нормально видящих детей.
Таким образом, проведенный анализ развития сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей показал, что игру слабовидящих детей нельзя рассматривать как стихийно формирующийся процесс. В работе со слабовидящими детьми необходим специальный этап, направленный на формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, формирование предметно-игровых действий с игрушками и умений строить сюжет игры.
Л.И. Солнцева считает, что в игре слабовидящие дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, запаху, вкусу, звуку и практическому назначению. Это возможно благодаря непроизвольности интересов детей к действиям с предметами игр.
Т.П. Свиридюк описала применение дидактических игр и упражнений для сенсорного развития слабовидящих детей и показала, что формирование эталонов признаков и свойств, предметов и явлений окружающей действительности в процессе игры проходят значительно эффективнее.
С.М. Хорош показала, что процесс формирования действий с игрушками у слабовидящих детей без обучения практически не складывается, и подчеркнула ведущую роль педагога в развитии игры детей.
Опираясь на выявленные особенностями развития ролевой игры слабовидящих дошкольников, можно наметить основные пути коррекционно-воспитательной работы:
- формирование реальных представлений об окружающей действительности, признаках и функциональных свойствах предметов;
- обучение слабовидящих детей совместным действиям, умениям планировать их с учетом требований роли и правилам игры;
- формирование предметных, конструктивных, игровых и ролевых действий, адекватных деятельности взрослых людей в быту и доступных детям трудовых занятиях;
- создание условий для развертывания детьми сюжета игры и оптимизацию взаимовлияния детей в ходе их общения в игре;
- активизацию имеющихся у детей представлений для обогащения сюжета и роли в игре.
Таким образом, успех развития ролевой игры во многом определится ранним педагогическим руководством поэтапного формирования игровой деятельности на протяжении всего дошкольного периода воспитания.
Используемая литература:
1.Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск : Изд-во «Университетское», 1997. - 316 с.
2.Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения [Текст] : учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 396 с.
3. Солнцева Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. - М.: ИКП, 2003. - 87 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"
Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...
Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия...
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.
Презентация об особенностях развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения....
особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
опыт работы с детьми с нарушением зрения...
Презентация "Становление сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения"
quot;Становление сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения"...