Сообщение из опыта работы "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ЗПР"
материал по коррекционной педагогике на тему
Сообщение из опыта работы "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ЗПР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ЗПР
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 23
Фролова Елена Николаевна
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ.
Для детей с задержкой психического развития – это еще и своего рода терапия, которая положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Известно: что такие дети не проявляют интерес к рисованию, у них рассеянное внимание, плохая координация, импульсивное, небрежное выполнение изображения. Они рисуют, не всегда то, что видят и знают, обычно изображение возникает спонтанно, с элементами эмоционального настроения.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, педагогу надо немногое – обычные предметы в необычном их использовании, переориентироваться в выборе методов организации занятий - перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Методические советы
Нужно помнить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой ;
монотипия пейзажная ;
печать по трафарету ;
монотипия предметная ;
кляксография обычная;
пластилинография .
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Методы обучения:
информационно-рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
метод проблемного изложения материала.
- В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
- Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
- Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
- Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
- Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
При использовании нетрадиционных техник в работе с детьми с ОВЗ мы рекомендуем использовать на занятии короткие потешки и песенки.
Например:
Первые пушинки, первые снежинки
В воздухе кружатся.
И на землю тихо, падают, ложатся.
Или:
Елочка, елочка
Зеленая иголочка…и т.д.
Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией дети быстро сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности спонтанного речевого общения между педагогом и детьми. Повторяя хором песенки или четверостишия несколько раз вы, таким образом, создаете условия для развития памяти, внимания, а также активизируете словарный запас.
Рекомендуем проведение пальчиковой гимнастики каждый раз до занятия или в виде обыгрывания темы занятия. В конце занятия, подводя итог все достижения ребенка необходимо приветствовать, а не подавлять, вопросы критики только помешают педагогическому процессу.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Здесь дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. И пусть главная идея "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь" лейтмотивом пройдет через всю их жизнь, обогащая её яркими позитивными эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего возраста: рисование штампами
Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн...
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....
Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...
Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (в технике эбру)
Статья будет полезна не только педагогам но и родителям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...