«Нетрадиционные методы, как одно из направлений коррекционной работы».
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Мятлева Ольга Александровна

В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию более быстрых компенсаторных возможностей детского организма.

            Становится очевидной проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с ОНР. При работе с детьми с ОНР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФИЗО, педагога ИЗО. Работать с детьми с ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Исходя из результатов диагностики, наряду с традиционными методами и формами работы стали применяться и нетрадиционные.

           Использование нетрадиционных методов оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody.docx130.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные методы, как одно из направлений коррекционной работы».

Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.

     В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

     По статистике только около 15 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические повреждения или выраженную патологию. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.

     Раньше, в давние времена, в 15-17 веках профессии логопеда не было.  Люди говорили правильно, грамотно. Язык был насыщенный, богатый эпитетами, это нам доказывают произведения художественной литературы, написанные в то время. Не было модных удобных бутылок, латоксных сосок, памперсов, блендеров. Людям приходилось все добывать самим, прилагать к этому усилия. В 11 месяцев малышей уже сажали на лошадь. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Предки очень рано начинали чувствовать свое тело.

     Жизнь современных детей стала более легкой. Зачем учиться завязывать шнурки, если есть липучки. Зачем высмаркивать нос, когда есть специальные отсосы. Зачем рисовать, когда есть компьютер.

      В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию более быстрых компенсаторных возможностей детского организма.

Становится очевидной проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с ОНР.

Исходя из результатов диагностики, наряду с традиционными методами и формами работы стали применяться и нетрадиционные.

      Использование нетрадиционных методов оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
  • Развитие дыхательных функций (для интереса детей используем разные игрушки: дудочки, шарики, карандаши, карусели и т. д.);
  • Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Это игры с  прищепками, с резинками для волос  и губками для мытья посуды, Су-Джок терапия (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
  •       Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
  • Психогимнастика (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).

      В настоящий момент существует множество разнообразного практического материала, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

      Одна из разновидностей игровой терапии -  это песочная терапия. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Так как неотъемлемая часть детства проходит в игре с песком, то песочницу можно использовать в проведении коррекционных, развивающих и обучающих занятий. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.

      Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир.

При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, мы сделали традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«ДВА ГОРОДА»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"МОЙ ГОРОД".

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«ДВЕ ИГРУШКИ»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать. Еще детям нравилось выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радовались они, когда все получалось. Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, использовались при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук, разные фигурки, подобранные по лексическим темам так же способствовали речевому развитию и т.д.

Параллельно осуществлялось применение гимнастики для мозга «Брейн Джин».

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

     Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого полушария – и вы увидите, насколько важна полноценная работа обоих полушарий.

mozg

Левое полушарие

Правое полушарие

•    логическое– аналитическое мышление
•    анализ
•    последовательное мышление
•    Индуктивное мышление
•    языковые способности
•    способности к чтению и письму
•    планирует будущее
•    музыкальное образование
•    математические способности

•    образное мышление
•    пространственная ориентация
•    интуиция
•    Дедуктивное мышление
•    чувство юмора
•    ориентируется в настоящем
•    воображение, фантазии и мечты
•    художественное творчество

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

Во время физминуток  мы используем комплекс специальных  «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.  Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
- преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
- улучшить память, увеличить быстроту реакции;
- развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

В начале мы использовали легкие упражнения, разучивали их постепенно, сначала на правой руке, потом на левой. Только после того, как стало получаться, мы стали задействовать обе руки сразу. Чтобы детям было интересно, мы придумали название для каждого упражнения: «Блинчики с начинкой», «Яблочко и червячок», «Добрый капитан», «Лисичка и зайчик».

После того, как дети научились четко выполнять упражнения, мы добавляем к ним стихотворные тексты для автоматизации какого-либо звука.

По окончании учебного года было проведено повторное исследование для определения уровня речевого развития и развития мелкой моторики и готовности к школе. Использовалось то же диагностическое пособие и те же диагностические методики. Их содержание было обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.

В результате анализа данных, полученных при диагностике, было выявлено, что дети допускали намного меньше ошибок. У детей повысилось умение объяснять значение слов с уменьшительно – ласкательным значением; понимание смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (т.е. с помощью приставок); понимание переносного значения прилагательных.              При исследовании фонематического слуха отмечалось улучшение восприятия и умения произносить слоговые ряды в заданной последовательности; общее состояние фонематического слуха; умение определять количество звуков в слове. Качественно и количественно повысился объем словарного запаса, умение связно и грамматически верно излагать свой рассказ.

   Повысилась мотивационная готовность детей к занятиям, поддерживающая положительный настрой дошкольников. Дети стали более усидчивыми, могли долго и сосредоточенно заниматься одним видом деятельности. Практически все родители осознав значимость решения речевых проблем, в течение учебного года включились в активную работу. Повысилась психологическая зрелость дошкольников.

    Итоговая диагностика речи детей показала положительную динамику.

Применение системы нетрадиционных форм работы способствуют привлечению интереса детей, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления; совершенствует координацию движений, расширяет словарный запас, а так же благотворительно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом.

   Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных форм работы в коррекции речи детей с ОНР говорит о явных преимуществах: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы, снизились энергетических затраты, наладилась преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2.  Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос — Москва, 2010. — 288 c.

4. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1–3 года; Мозаика-Синтез — Москва, 2010. — 628 c.

5. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.

6.Алексей Колесников.  «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

7. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26.

8.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
9.Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

10.Поисковая система Яндекс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы) I Развитие ручной моторики и моторики ...

Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя             С каждым ...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР

В связи со значительным ростом, речевой патологии актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию ...

«Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной работе.Направления коррекционной работы».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...