Уроки Тишины МАРИИ МОНТЕССОРИ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Салтыкова Алёна Павловна

Все мы, взрослые, знаем, что детей необходимо научить правильно говорить, правильно вести себя в обществе, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач М. Монтессори проводила в своих группах специальные УРОКИ ТИШИНЫ. Это совсем короткие уроки, по несколько минут. И представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл На уроке тишины...14.04 КБ

Предварительный просмотр:

На уроке тишины детям предлагают прислушаться к тишине. Педагог показывает, как нужно правильно сидеть, обращая внимание детей на то, как лежат руки и как правильно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми. 

Это прекрасная тренировка воли. Ведь для того, чтобы управлять своими инстинктами и чувствами, необходимо прикладывать волевое усилие. 

Уроки тишины — прекрасное средство воспитания внимания.
Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца.


Эти упражнения, при условии покоя и тишины, дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след.

Конечно, такой эффект достигается не сразу, и требует знания особой техники, но некоторые УПРАЖНЕНИЯ можно проводить и дома:

1) Слушаем тишину
Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить (при возможности), кто что услышал. Или же предложить вариант для ребенка самостоятельно

2) Слушаем тишину внутри себя
Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание. 

3) Слышим хруст 
Материал: сухарики или кукурузные хлопья. 
Предлагаем детям взять сухарики, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить (при возможности), на что похож звук. 

4) Дотронуться до ладошки
Материал: колосок, перышко и т.п. 
Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п.) Обсудить (при возможности), кто что почувствовал. 

5) Лепесток
Материал: лепестки роз (не сухие)
Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается, что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить (при возможности), кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

6) Говорим шепотом
Все какое-то время должны разговаривать только шепотом. Это условие выполняют не только дети, но и взрослые. В результате ребенок должен стараться расслышать слова, произносимые тихо и издали. Это, по мнению Монтессори, требует от него настороженного внимания, готовности ловить звуки.

7) Бесшумное движение
Ребенок двигается неловко и шумно, объясняла Мария Монтессори, потому что не умеет иначе. Нужно знакомить его с различными степенями неподвижности, ведущей к тишине.

Например, дети получали задание встать со стула шумно, а потом — тихо, не делая резких движений, не двигая стул и не раскачивая его. 
Также детей учили ходить на цыпочках. На полу в комнате обязательно делается начертанная линия. (выкладывают цветным скотчем.) Ребенок по просьбе учителя должен пройти вдоль линии на носочках так, чтобы его почти не было слышно. 
Упражнение может усложняться: требуется бесшумно двигаться на цыпочках между стоящих в некотором беспорядке стульев, не задевая их.
Точно так же детей специально тренируют в умении бесшумно передвигать предметы на полках, осторожно брать их оттуда и ставить на место — обязательно на то же самое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок тишины "Связь звука и движения" по системе М.Монтессори в средней группе

Урок тишины по системе М.Монтессори«Связь звука и движения»(в средней группе)     воспитатель МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Шебекино Белгородской области"...

Уроки тишины Марии Монтессори

Одна из самых красивых и гармоничных методик развития ребенка имеет итальянские корни, она основана Марией Монтессори в 19 веке. Ее суть заключена во фразе «Помоги мне это сделать самому» ...

Буклет "Уроки тишины М. Монтессори"

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих   группах специальные уроки тишины. Это совсем короткие уроки, по несколько минут, и представляют собой не ...

"Уроки тишины" М.Монтессори

в материале рассказывается, что такое уроки тишины......

Уроки тишины Марии Монтессори

в данном материале изложены некоторые упражнения в тишине и их значение....

Уроки тишины Марии Монтессори.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20065292","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей "Уроки тишины Марии Монтессори"

laquo;Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но э...