Музыкотерапия
презентация по коррекционной педагогике на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные исторические эпохи, слои общества, различные национальные традиции. Музыка во многом отличается от других видов искусства — её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра и кино, ибо она оперирует средствами чисто эмоционального воздействия и обращена преимущественно к чувствам и настроениям людей . Восприятие музыки основано, прежде всего, на определенной мелодии. Мелодию обычно называют мотивом или напевом — это душа музыки, основной носитель музыкальной мысли, художественной идеи. Выразительная мелодия способна захватить душу, сплотить воедино стремления и помыслы людских масс .
Ни одна мелодия не может существовать вне ритма: ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков. Значение ритма в музыке очень велико, мелодия и ритм неразрывны и составляют основу музыки, которую мы в первую очередь и запоминаем. Очень важным элементом музыки является гармония (лад). Гармония в музыкальных произведениях дополняет, обогащает звучание мелодии, драматизируя и обостряя ее или, наоборот, усиливая ощущение нежности, мягкости, устойчивости, покоя. Гармония окрашивает мелодию в различные эмоциональные тона, углубляет ее поэтическое содержание. Известны наиболее распространенные виды гармонии — мажорный и минорный лады . Мажорные созвучия чаще всего обладают светлым, радостным характером . Минорным же созвучиям чаще присущи печальные, грустные тона, но бывает и наоборот.
И еще одно из основных средств музыкальной выразительности — это различные музыкальные тембры. Тембром называется своеобразная окраска звука, присущая каждому музыкальному инструменту или человеческому голосу. Любая мелодия воспринимается в определенной звуковой окраске. Все элементы музыкальной выразительности отражают содержание музыкального произведения, которое воспринимается человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции и системы его организма . Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая заставляет отбивать ритм ладонью, притоптывать ногой или пуститься в пляс . Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений , расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством. Применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся, особенно детей-дошкольников, единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении. Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы, подчѐркивая , что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки, говорили: «По- истине музыка врачует душу».
Лечебному свойству музыки давали высокую оценку Пифагор , Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. Так, Платон указывал на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Аристотель особенно большое внимание уделял музыкальной стимуляции физической и умственной работоспособности человека. Он пришел к выводу, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность , давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней , формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы , а значит, сохранять информировать их физическое, психическое и социально-нравственное здоровье . В Китае, Индии, Египте и Древней Греции можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях. Так, в Китае музыка с древних времѐн использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины .
Аль Фараби , музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела — головной мозг. По его мнению , головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервную систему и ощущения. Позже данные хорезмских музыкотерапевтов были подтверждены работами известного русского учёного В.М. Бехтерева. В России по инициативе В.М. Бехтерева в 1912 году даже был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира . История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музы- кального искусства. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, т.е. тера - пией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня всё больше поражают дошкольников как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще .
Ведущие специалисты сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая. По своему значению произведения делятся на релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект. Релаксационную , расслабляющую музыку можно слушать как днем, так и вечером, перед сном в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет. Удобно посадите или положите ребенка, напомните ему о правильном дыхании (как правило, специалисты советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом, на счет «десять» выдыхать). Благодаря такому дыханию, воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться . Активизирующая классическая музыка улучшает мозговую деятельность , помогает вернуть утраченную и израсходованную энергию . Используйте такую музыку во время игры, приема пищи, принятия утренних процедур.
Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в оздоровительных и коррекционных целях. Она имеет три вида: рецептивная ( пассивная), активная ( вокалотерапия и кинезитерапия ) и интегративная музыкотерапия. Рецептивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками с нарушением зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, переживают состояние эмоциональной депривации (скука, безразличие, страх, замкнутость), отличаются повышенной тревожностью. Сеансы средствами рецептивной музыкотераиии направлены на мо - делирование положительного эмоционального состояния, выход ребенка из психотравмирующей ситуации .
Активная музыкотерапия включает вокалотерапию и фольклоротерапию . Вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма». Вокалотерапия используется у старших дошкольников с нарушением зрения, нуждающихся в коррекции эмоционально- личностеной сферы, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Методика вокалотерапии имеет два положительных аспекта: • оздоровительная направленность пения. • коррекция психоэмоционального состояния происходит с помощью вокальной деятельности ребенка; на сеансах используются знакомые песни с оптимистическим содержанием - так называемые «песни-формулы», например, «Песенка о настроении», «Радоваться жизни» и т. д. Они испол - няются группой детей, что дает почувствовать каждому уверенность в себе, наполниться положительными эмоциями от коллективной деятельности .
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным , а , по утверждению учёных , от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы , поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму , межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов .
Фольклоротерапия Русский песенный фольклор-это естественная система интегративной арт-терапии , включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . Все средства фольклорной арт-терапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ .
Интегративная музыкотерапия (включает в себя две методики- музыкоцветотерапия и музыкоизотерапия ) Музыкоцветотерапия - синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом). Методика способствует восстановлению эмоционального равновесия, развитию положительных эмоций. Исследования ученых позволяют установить оптимальный диапазон цветов , наиболее благотворно влияющих на здоровье человека, - это зеленый , желтый , зелено-голубой цвета. Музыкоизотерапия - основана на синтезе музыкальною и зрительного восприятия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке). Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает выйти из конфликтных ситуаций, углубляет внимание, пробуждает чувства любви к себе, жизни. Перенесенная на бумагу (в рисунок) музыка дарит уверенность в себе, признание социального окружения.
Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...
Музыкотерапия
Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)
Консультация для воспитателей по теме "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...
статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"
Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...
МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
После проведения исследования, хочется поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...