Арт-терапия как средство коррекции детской личночти
презентация по коррекционной педагогике на тему
материал для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 711.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для коррекции детской личности и отдельных психических функций западные специалисты сегодня все чаще прибегают к арт-терапии. На счету арт-терапевтов, работающих с детьми дошкольного возраста, множество случаев улучшения психического здоровья детей дошкольного возраста, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьёй. Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приёмы коррекции — сказкотерапия , психодрама .
Показания к проведению арт-терапии Показаниями к проведению арт-терапии являются: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; экзистенциальные и возрастные кризисы; постстрессовые расстройства; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности и многие другие. Таким образом, арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.
Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на её эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств педагога как арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками.
Сегодня существует специальное педагогическое направление арт- терапии, цели которой – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности детей, - напрямую связанны с их физическим, умственным, психическим и социальным здоровьем. Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н.А. Ветлугина, И.И. Сакулина , Э. Сурно , Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии. Арт-терапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки, танца, физических упражнений и других его видов, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста.
Основные направления использования искусства в коррекционной работе с детьми В настоящее время выделяют несколько основных направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: 1) психофизиологическое (связано с коррекцией психосоматических нарушений), 2) психотерапевтическое (связанное с воздействием на познавательную и эмоциональную сферы), 3) психологическое (выполняющее катаристическую , регулятивную, коммуникативную функции), 4) социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в его практической творческой деятельности).
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны, прежде всего, с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и его продуктах, утверждении и познании самого себя. Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи – адаптации ребенка посредством искусства к микро- и макросоциальной среде. Арт-терапевтические методики дают положительные результаты в психо -коррекционной и социально-оздоровительной работе с детьми так называемых «проблемных» групп. К таким детям относятся дети с нарушением речи, слуха, зрения и др., зачастую нуждающиеся, прежде всего, в коррекции эмоционально-личностной сферы.
В содержание арт-терапии включается : оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем путём воспитания способности к гармоническому восприятию внутреннего и внешнего мира; облегчение процесса адаптации в микро- и макросоциальной среде; создание специальных условий оздоровления средствами арт-терапии; пропаганда среди родителей использования коррекционных арт-терапевтических методик как инструмента самооздоравления. В современной образовательной ситуации проблема коррекционно- развивающей работы приобретает всё большее значение. Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности дошкольника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности
Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приёмам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, однако такая длительная работа требуется не всем детям.
Анализ диагностики , проведенной с детьми «проблемных» групп показали, что вследствие использования различных арт-терапевтических методик в психокоррекционной и оздоровительной работе получены следующие положительные результаты: улучшено психоэмоциональное состояние ребенка (исчезли тревожность, безразличие, скука, отсутствие интереса); изменились цветовые выборки, более предпочитаемыми стали желтый, синий, зеленый цвета, которые свидетельствуют об устойчивом эмоциональном состоянии детей, потребности их в общении; расширена гамма позитивных эмоциональных чувств (радость, счастье, умиротворение); оказано благотворное влияние на гармоническое восприятие себя, осознание ребенком своих переживаний; сформировалась позитивная оценка своего «Я», появилась уверенность социального признания не только личности ребенка, но и ценности создаваемого им продукта; дети овладели элементарными навыками общения, стали менее пассивны, стремятся вступать в контакт; налицо изменение внешнего вида ребенка (сияющие глаза, улыбчивость).
Таким образом, выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на музыкальных и других занятиях в детском саду является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического, эмоционального состояния и здоровья в целом детей-дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальная терапия как средство коррекции агрессивности дошкольников»
Музыка и агрессивность дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-522398-1415884908.jpg)
Арт-терапия как средство коррекции социальных страхов у детей подготовительной группы.
Автор рассматривает проблему развития социальных страхов детей старшего дошкольного возраста. В статье представлен научно теоретический анализ проблем в психолого-педагогической литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-854544-1519309857.jpg)
" Песочная терапия - как средство коррекции эмоциональной сферы младших дошкольников.
Коррекционная педагогика...
Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"
Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-959120-1554265111.jpg)
«Нетрадиционные техники арт-терапии как средство коррекции эмоционального мира детей»
в данном материале представлены нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста. Данные техники испрользовались, в частности при работе с детьми с задержкой психического развит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов
Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...