Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ПМПк МКДОУ № 9 Дата: _______________ № протокола ________ | Утверждаю: Заведующий МКДОУ № 9 _________________ «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
Ф.И.О. ребенка Ира П.
Дата рождения, возраст 27.11.2011, 6 лет 9 месяцев
Срок реализации программы:
18.09.2018 – 15.05.2019 г.
Составители программы:
Учитель-дефектолог__________
Музыкальный руководитель_______
Воспитатель _________
Воспитатель__________
Психолог ____________
Логопед _____________
Согласовано:
Родитель (законный представитель) (подпись) ____________
Ф.И.О. ______________________
2018г.
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О.Ира П
Возраст ребенка 6 лет 9 месяцев
Домашний адрес:
Статус: ребенок – инвалид
Посещает МКДОУ № 9 «Колокольчик» с 12.09.2016г. в режиме полного дневного пребывания. Посещение детского сада регулярное, пропусков без уважительных причин нет.
Сведения о семье. Семья состоит из 4 – х. человек . Семья проживает в частном доме, у ребенка есть отдельное спальное место в общей комнате. Воспитанием ребенка занимается мама,активно участвует в мероприятиях группы и детского сада, рекомендации специалистов по воспитанию и обучению ребенка выполняет.
Форма получения образования. В образовательной организации с полным включением в образовательный процесс.
Рекомендуемая программа. По заключению краевой (центральной) ПМПК (протокол № 6/33 – 17 (2) от20.04.2017г.) Ире рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с умеренной умственной отсталостью.
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи:
- учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий;
- чередование видов деятельности;
- использование коротко и четко сформулированных заданий;
- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;
- дозированная помощь;
- пошаговость в предъявлении материала;
- опора на субъективный опыт ребенка.
В специальных условиях для получения образования, а именно:
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставления услуг ассистента(помощника);
- обеспечения доступа в здания организаций ребенок не нуждается.
Условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы:
- соблюдение охранительного педагогического режима.
Методы и приемы работы.
Игровые: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, ситуация поиска.
Наглядные: рассматривание картинок, показ, наблюдение за действиями педагога.
Словесные: вопросы, прием комментирующей речи собственных действий и действий детей, пояснение, поощрение.
Практические: действия по образцу, действия по словесной инструкции, ощупывание, оказание помощи.
Доступность используемого материала.
Специальные методические приемы для обучения:
Игровые: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, ситуация поиска.
Наглядные: рассматривание картинок, показ, наблюдение за действиями педагога.
Словесные: вопросы, прием комментирующей речи собственных действий и действий детей, пояснение, поощрение.
Практические: действия по образцу, действия по словесной инструкции, ощупывание, оказание помощи.
Доступность используемого материала
Комплексный: сочетание нескольких методов.
Интерпретационный: изучение связей между частями и целым, между отдельными частями и явлением в целом, между функциями и личностью.
Сравнительный: путем сравнения выявляется общее и особенное в сравниваемых объектах или явлениях.
Специальные методические приемы для обучения:
- гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей);
- организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным;
- обязательная организация игровой ситуации;
- максимальная опора на чувствительный опыт ребенка;
- опора на практический опыт ребенка;
- опора на более развитые способности ребенка;
- предоставление дополнительного времени для выполнения задания.
АОП для ребенка составлена на основе АООП МКДОУ №9 (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой 1, частично 2 год обучения).
Основным способом деятельности являются самостоятельные действия.
Временные и пространственные представления у ребёнка сформированы частично: путается при выделении времен года (выделяет зиму), сезонных признаков не называет; не определяет правую и левую руку; не понимает значение пространственных предлогов; ориентируется на листе бумаги по показу, на бытовом уровне ориентировка не затруднена.Мелкая моторика развита недостаточно.
Уровень обучаемости ребёнка низкий, нуждается в обучающей помощи. Перенос способа на аналогичное задание не осуществляет.
Ребёнок включается в подгрупповые занятия. Действия с игрушками выполняет по подражанию: нагружает и катает машину, катает и ловит мяч, стучит в бубен, гремит погремушкой и т.д. Интерес к игрушкам проявляет.
Ира включаетсяв утреннюю гимнастику, выполняя самостоятельно простые движения.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки частично не сформированы. Руки моет и вытирает самостоятельно, сама вешает полотенце на крючок. В туалет ходит самостоятельно. Снимает носки, колготки, шорты, юбку. Босоножки сама убирает в кабинку. При приеме пищи самостоятельно пользуется ложкой. Требуется контроль над качеством выполнения некоторых действий.
Ира охотно вступает в общение со взрослыми и детьми. Речь малопонятна для окружающих, говорит протяжно. Обращенную речь понимает не всегда, доступны инструкции бытового уровня. Стихотворный текст не запоминает, знакомые сказки не пересказывает.
Девочка охотно включается в совместную продуктивную деятельность. На занятиях по лепке работу выполняет самостоятельно: катает предметы круглой формы, придавливает на картонную основу кусочки пластилина. Простая аппликация выполняется самостоятельно: намазывает и наклеивает на лист бумаги деталь аппликации, на листе бумаги часто не ориентируется. В результате деятельности заинтересована. На протяжении всего занятия требуется контроль педагога над качеством выполнения задания.
Простые конструкции выполняет по показу, знает названия конструктивного материала (кубик), в свободную деятельность не переносит, собирает разрезные картинки, кубики из 6-9 частей, конструкции из счетных палочек выполняет. Самостоятельно собирает пирамидку из 5 – ти колец. Строит башню из кубиков.
В совместные игры со сверстниками вступает охотно. В свободной деятельности организует самостоятельную игру, выполняя главную роль. Предпочитает игры с мозаикой, шнуровкой и разрезными картинками. Предметно-игровую деятельность в свободную деятельность не переносит.
Интерес к занятиям неустойчивый. Требуется неоднократный повтор инструкции и показ способов действия. Перенос знаний и умений в свободную деятельность не осуществляет.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
Развитие физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта, формирование его позитивных личностных качеств в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных типологических и физиологических особенностей.
2.Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы частично включает задачи АООП для 1 и частично 2 года обучения.
Социальное развитие:
- продолжатьучить первичным способам усвоения общественного опыта (подражание действиям взрослого, по образцу);
-продолжать учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
Физическое развитие и воспитание:
- учить ходить и бегать в прямом направлении за воспитателем;
- учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой;
- учить выполнять движения и действия по подражанию педагога;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по показу педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- учить сличать и называть основные цвета и некоторые оттенки;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 6-8 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить воспринимать пространственные отношения между предметами по вертикали: внизу, наверху;
- учить ориентировки в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери).
Формирование мышления:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч»,
«прокати машину», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться методом проб при решении проблемно – практических задач;
- учить определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не закрывается, потому что мешает брусок»).
- учить давать речевой отчет о последовательности выполненных практических действиях.
Формирование количественных представлений:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
- учить находить один, два, много и мало однородных предметов;
- учить различать количества пустой – полный;
- учить выделять два предмета из группы по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
- учить соотносить количество один, два, много с количеством пальцев;
- учить показывать единичные и парные части тела, головы и лица;
- учить сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству без счета, используя приемы приложения и наложения.
Ознакомление с окружающим:
-учить соотносить некоторых животных с их изображениями;
- учить соотноситьи узнаватьотдельные фрукты и овощи;
- учить соотносить и узнавать некоторые игрушки: мяч, машина, кукла, мишка, кубики, пирамидка, юла;
- знакомить с некоторыми предметами одежды;
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе;
- учить определять по изображениям два времени года: лето и зиму.
Развитие речи:
- учить выполнять действия по простой речевой инструкции (дай, сиди, на, возьми…);
- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешексопряжено с педагогом;
- учить выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога «под».
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить брать двумя руками большие предметы, одной рукой маленькие перекладывая с одного места на другое;
- учить захватывать мелкие предметы щепотью и двумя пальцами (большим и указательным);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
-учить выделять указательный палец своей руки и пользоваться им при выполнении определенных действий.
Формирование деятельности:
Обучение игре:
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять знакомые действия с предметами совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
Лепка:
- учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, подражая действиям взрослого;
- продолжать учить лепить предметы круглой и овальной формы,по показу;
- продолжать учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания по подражанию действиям педагога.
Аппликация:
- учить наклеивать простые заготовки на лист бумаги самостоятельно (наносить клей, переворачивать заготовку, прижимая тряпочкой).
- учить располагать аппликацию на всем пространстве листа бумаги, ориентируясь на образец;
- учить соотносить детали аппликации с реальными предметами.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить рисовать предметы круглой и овальной формы различными изобразительными средствами.
Конструирование
- учить создавать простейшие постройки по подражанию педагогу;
- учить собирать пазлы из 25 частей;
-продолжать учить собирать разрезные картинки из 6-9 частей.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать знакомые песенки и различать их при выборе из двух;
-учить подпевать звукоподражания, окончания музыкальных фраз;
- учить двигаться, ориентируясь на темп и динамику музыки,останавливаться с её окончанием;
- учить выполнять танцевальные движения под музыку в основном по показу;
- развивать микромоторику пальцев рук через логоритмические задания и упражнения с предметами;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (ложки, бубен, погремушка, барабан);
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- продолжать учить мыть и вытирать руки насухо;
- учить расстёгивать и застёгивать пуговицы;
-учить расстёгивать и застёгивать застёжку-молнию;
- учить аккуратно складывать вещи в кабинке;
-учить пользоваться салфеткой;
- учить проситься в туалет.
2.2Результаты усвоения АОП фиксируются в таблице, разработанной на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.
В начале года | В середине года | В конце года | |||||||||
Социальное развитие | |||||||||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | |||||||||||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | |||||||||||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | |||||||||||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | |||||||||||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | |||||||||||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | |||||||||||
- принимать поглаживание по голове, | |||||||||||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | |||||||||||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | |||||||||||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | |||||||||||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | |||||||||||
Откликаться на свое имя | |||||||||||
Называть свое имя, | |||||||||||
Узнавать себя в зеркале, | |||||||||||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | |||||||||||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | |||||||||||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | |||||||||||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | |||||||||||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | |||||||||||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | |||||||||||
Формирование мышления | |||||||||||
Выполнять простые целенаправленные действия с предметами («Кати мяч», «прокати машину», «покачай куклу») | |||||||||||
Выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш | |||||||||||
Пользоваться методом проб при решении проблемно – практических задач | |||||||||||
Определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не закрывается, потому что мешает брусок»). | |||||||||||
Давать речевой отчет о последовательности выполненных практических действиях | |||||||||||
Развитие речи и коммуникативных навыков | |||||||||||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | |||||||||||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | |||||||||||
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | |||||||||||
- действиям с игрушками и предметами | |||||||||||
Рассказывать об окружающем; | |||||||||||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | |||||||||||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | |||||||||||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | |||||||||||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | |||||||||||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | |||||||||||
- ближайшем окружении | |||||||||||
Понимать значение предлога под. | |||||||||||
Обучение игре | |||||||||||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | |||||||||||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | |||||||||||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | |||||||||||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | |||||||||||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | |||||||||||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | |||||||||||
Сенсорное развитие | |||||||||||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | |||||||||||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | |||||||||||
- большой – маленький, | |||||||||||
- сладкий – горький, | |||||||||||
- горячий – холодный. | |||||||||||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: - большой – маленький, | |||||||||||
- горячий – холодный, | |||||||||||
- кубик – шарик. | |||||||||||
Различать свойства и качества предметов; | |||||||||||
Выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху | |||||||||||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | |||||||||||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | |||||||||||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | |||||||||||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | |||||||||||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | |||||||||||
Пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно-практических задач. | |||||||||||
Формирование количественных представлений | |||||||||||
Составлять группы из одинаковых предметов | |||||||||||
Выделять один и много предметов из группы по подражанию, по образцу, по словесной инструкции | |||||||||||
Находить один, два, много и мало однородных предметов | |||||||||||
Различать количества пустой – полный | |||||||||||
Выделять два предмета из группы по подражанию, по образцу, по словесной инструкции | |||||||||||
Соотносить количество один, два, много с количеством пальцев | |||||||||||
Показывать единичные и парные части тела, головы и лица | |||||||||||
Сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству без счета, используя приемы приложения и наложения | |||||||||||
Развитие ручной и мелкой моторики | |||||||||||
Брать двумя руками большие предметы, одной рукой маленькие перекладывая с одного места на другое | |||||||||||
Захватывать мелкие предметы щепотью и двумя пальцами (большим и указательным); | |||||||||||
Проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги | |||||||||||
Выделять указательный палец своей руки и пользоваться им при выполнении определенных действий | |||||||||||
Лепка | |||||||||||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | |||||||||||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | |||||||||||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | |||||||||||
Раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями (колобок). | |||||||||||
Положительно относиться к результатам своей работы; | |||||||||||
Аппликация | |||||||||||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из двух предметов; | |||||||||||
Наклеивать заготовку | |||||||||||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | |||||||||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | |||||||||||
Рисование | |||||||||||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | |||||||||||
Изображать знакомые предметы; | |||||||||||
Обследовать предмет перед рисованием, | |||||||||||
Обводить по контуру; | |||||||||||
Проводить прямые линии, | |||||||||||
Проводить прерывистые линии, | |||||||||||
Проводить волнистые линии, | |||||||||||
Закругленные линии различными изобразительными средствами; | |||||||||||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | |||||||||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | |||||||||||
Конструирование | |||||||||||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | |||||||||||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | |||||||||||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | |||||||||||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | |||||||||||
Создавать простейшие постройки из палочек; | |||||||||||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | |||||||||||
Совместной игре с ними; | |||||||||||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | |||||||||||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | |||||||||||
Играть, используя знакомые постройки. | |||||||||||
Ознакомление с окружающим | |||||||||||
Называть свое имя | |||||||||||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | |||||||||||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | |||||||||||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | |||||||||||
- маму | |||||||||||
- папу | |||||||||||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | |||||||||||
- посуды, | |||||||||||
- игрушки | |||||||||||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | |||||||||||
- птиц | |||||||||||
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | |||||||||||
Определять по изображениям два времени года: лето и зиму. | |||||||||||
Физическое развитие | |||||||||||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | |||||||||||
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку | |||||||||||
Выполнять движения по подражанию взрослому | |||||||||||
Бросать мяч по мишени | |||||||||||
Ходить стайкой за воспитателем | |||||||||||
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | |||||||||||
Ходить по дорожке и следам | |||||||||||
Спрыгивать с доски | |||||||||||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | |||||||||||
Проползать под верёвкой | |||||||||||
Проползать под скамейкой | |||||||||||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе | |||||||||||
Культурно-гигиенические навыки | |||||||||||
Проситься на горшок; | |||||||||||
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок; | |||||||||||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | |||||||||||
Мыть руки; | |||||||||||
Пользоваться своим полотенцем; | |||||||||||
Самостоятельно вытирать руки; | |||||||||||
Садиться за стол на свое место; | |||||||||||
Не есть руками; | |||||||||||
Не пить из тарелки; | |||||||||||
Не наполнять ложку руками; | |||||||||||
Вытирать рот и руки салфеткой; | |||||||||||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | |||||||||||
Знать свой шкафчик для одежды; | |||||||||||
Снимать колготки самостоятельно; | |||||||||||
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | |||||||||||
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | |||||||||||
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | |||||||||||
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | |||||||||||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | |||||||||||
Пользоваться помощью взрослого | |||||||||||
Благодарить за оказанную помощь | |||||||||||
Музыкальное воспитание | |||||||||||
Различать знакомые музыкальные произведения, | |||||||||||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | |||||||||||
Узнавать знакомые мелодии; | |||||||||||
Прислушиваться к словам песен; | |||||||||||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | |||||||||||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | |||||||||||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | |||||||||||
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. |
Критерии оценивания:
+ самостоятельно
# с помощью педагога
- не выполняет
4. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
- режим пребывания ребенка в ДОО 12-часовой.
Воспитательно - образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для группы детей 1 частично 2 года обучения.
Режим дня на холодный период
Режимные моменты | I | II | III | IV | V | VI | |
Подъем, осмотр, утренний туалет | - | - | 07.00-07.55 | - | - | - | |
Прием, свободная деятельность детей | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 | 08.10-08.20 | 08.20-08.30 | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.40 | 08.10-08.40 | 08.20-08.50 | 08.20-08.50 | 08.05-08.40 | 08.05-08.40 | |
Свободная деятельность детей | 08.40-09.00 | 08.40-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 | 08.40-09.00 | 08.40-09.00 | |
Непосредственно-образовательная деятельность | 09.00-09.20 09.25-09.45 | 09.00-09.25 09.30-09.55 | 09.00-09.30 09.35-10.05 | 09.00-09.25 09.30-10.00 | 09.00-09.40 | 09.00-09.40 | |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.45-10.10 | 09.55-10.10 | 10.05-10.15 | 10.00-10.20 | 09.40-10.10 | 09.40-10.10 | |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.30 | 10.10-10.30 | 10.15-10.30 | 10.20-10.30 | 10.10-10.20 | 10.10-10.20 | |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.50 10.50-12.00 | 10.30-10.50 10.50-12.05 | 10.30-10.50 10.50-12.10 | 10.30-10.50 10.50-12.15 | 10.20-10.40 10.40-11.55 | 10.20-10.40 10.40-11.50 | |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.45 | 12.05-12.45 | 12.10-12.45 | 12.15-12.45 | 11.55-12.30 | 11.50-12.30 | |
Подготовка ко сну, сон | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.30-15.00 | 12.30-15.00 | |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | |
Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.15-16.15 | 15.15-16.20 | 15.15-16.30 | 15.15-16.30 | 15.15-16.00 | 15.15-16.00 | |
Подготовка к ужину, ужин | 16.15-16.45 | 16.20-16.50 | 16.30-16.55 | 16.30-17.00 | 16.00-16.30 | 16.00-16.30 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.45-18.10 | 16.50-18.15 | 16.55-18.20 | 17.00-18.20 | 16.30-18.10 | 16.30-18.10 | |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.30 | 18.15-19.30 | 18.20-20.00 | 18.20-19.30 | 18.10-19.00 | 18.10-19.00 | |
Паужин | - | - | 20.00-20.20 | - | - | - | |
Свободная деятельность детей | - | - | 20.20-20.40 | - | - | - | |
Гигиенические процедуры | - | - | 20.40-21.00 | - | - | - | |
Сон | - | - | 21.00-07.30 | - | - | - |
Режим дня на теплый период
Режимные моменты | I | II | III | IV | V | VI |
Подъем, осмотр, утренний туалет | - | - | 07.00-07.55 | - | - | - |
Прием детей | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 | 08.10-08.20 | 08.20-08.30 | 08.00-08.05 | 08.00-08.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.40 | 08.10-08.40 | 08.20-08.50 | 08.20-08.50 | 08.05-08.40 | 08.05-08.40 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 08.40-09.55 | 08.40-09.55 | 08.50-10.10 | 08.50-10.05 | 08.40-09.50 | 08.40-09.50 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.55-10.10 | 09.55-10.10 | 10.10-10.25 | 10.05-10.20 | 09.50-10.10 | 09.50-10.10 |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.30 | 10.10-10.30 | 10.15-10.30 | 10.20-10.30 | 10.10-10.20 | 10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.50 10.50-12.00 | 10.30-10.50 10.50-12.00 | 10.30-10.50 10.50-12.10 | 10.30-10.50 10.50-12.15 | 10.20-10.40 10.40-11.55 | 10.20-10.40 10.40-11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.45 | 12.00-12.45 | 12.10-12.45 | 12.15-12.45 | 11.55-12.30 | 11.55-12.30 |
Подготовка ко сну, сон | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.30-15.00 | 12.30-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.15-16.15 | 15.15-16.20 | 15.15-16.30 | 15.15-16.30 | 15.15-16.00 | 15.15-16.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.15-16.45 | 16.20-16.50 | 16.30-16.55 | 16.30-17.00 | 16.00-16.30 | 16.00-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.45-18.10 | 16.50-18.15 | 16.55-18.20 | 17.00-18.20 | 16.30-18.10 | 16.30-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.30 | 18.15-19.30 | 18.20-20.00 | 18.20-19.30 | 18.10-19.00 | 18.10-19.00 |
Паужин | - | - | 20.00-20.20 | - | - | - |
Свободная деятельность детей | - | - | 20.20-20.40 | - | - | - |
Гигиенические процедуры | - | - | 20.40-21.00 | - | - | - |
Сон | - | - | 21.00-07.30 | - | - | - |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.
Музыкальный руководитель:
- учить вслушиваться в музыку, запоминать песенки и различать их при выборе из двух;
- учить подпевать , звукоподражания, некоторые слова и фразы песенок;
- учить выполнять движения под музыку (хлопки над головой, по коленям, справа и слева от себя, поочерёдно выставлять ногу на пятку, пружинку сочетать с фонариками, имитировать образы животных) по показу;
- учить двигаться, ориентируясь на темп и динамику музыки,останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук через логоритмические задания и упражнения с предметами;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов, реагируя сменой движения на изменение темпа музыки – по показу.
Умения
- запоминает и различает знакомые песенки при выборе из двух
- подпевает отдельные слова и муз. фразы
выполняет движения под музыку: хлопки над головой, по коленям, справа и слева от себя, поочерёдно выставляетногу на пятку, пружинку сочетает с фонариками,
- имитирует образы животных
- ориентируется на темп музыки (шагает и бегает)
- различает «громко – тихо», выполняя соответствующие действия (хлопки, притопы…)
- реагирует остановкой движения на окончание музыки
- выполняет пальчиковые упражнения ,упражнения с предметами
Учитель-дефектолог: Формировать необходимые для усвоения программного материала умений и навыков
Педагог-психолог: Формирование познавательного интереса, коррекции познавательных процессов
Учитель-логопед: Формирование устнойречи
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Групповое занятие учителя-дефектолога | 5 | Пн.,Вт.,Ср.,Чт.,Пт. |
Групповое занятие учителя-психолога | 1 | Пт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | Пн.,Чт. |
Групповое занятие учителя-логопеда | 2 | Пн.,Ср. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Вт.,Чт., Пт. |
Индивидуальное занятие музыкального руководителя | 1 | Пт. |
Индивидуальное занятие воспитателя | 2 | Пн., Ср. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
- продолжительность группового занятия 20 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 10-15 минут.
План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год группы
Содержание деятельности | Педагоги группы | Ответственные | |
С Е Т Я Б Р Ь | Оформление семейных паспортов, сведений о родителях | Педагоги группы | Педагоги группы |
Оформление папок-передвижек по безопасности дорожного движения, иллюстрированного материала по профилактике ДДТТ | Педагоги группы | Педагоги группы | |
Индивидуальные консультации «Адаптация детей в детском саду» | Педагоги группы | Педагоги группы | |
Консультации для родителей: «Взрослый на дороге – пример для детей» | Педагоги группы | Педагоги группы | |
Фотовыставка «Как мы отдыхали и трудились летом!» | Педагоги группы | Педагоги группы | |
Организация выставки поделок из природного материала «Чудеса осенней природы» | Педагоги группы | ||
Общее родительское собрание: «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество | Педагоги группы | ||
Анализ семей по социальным группам | Педагоги группы | ||
Групповое родительские собрания на тему: «Роль семьи в профилактике ДДТТ» | Педагоги группы | ||
О К Т Я Б Р Ь | Развлечение совместно с родителями «Осень, в гости просим» | Педагоги группы | |
Привлечение родительской общественности к благоустройству территории детского сада: «Наш уютный детский сад». | Педагоги группы | ||
Ознакомление родителей с индивидуально ориентированной программой развития ребёнка | Педагоги группы | ||
Участие родителей в создании стенгазеты «Маленький пешеход» (рисование плакатов о ПДД дома с детьми) | Педагоги группы | ||
Н О Я Б Р Ь | Индивидуальные беседы с родителями: «Поделимся опытом». | Педагоги группы | |
Совместный с родителями досуг «Будем с мамочкой играть, песни петь и танцевать» | Педагоги группы | ||
Организация фотовыставки ко Дню Матери | Педагоги группы | ||
Памятка для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Педагоги группы | ||
Д Е К А Б Р Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Если ребенок часто болеет» | Педагоги группы | |
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Новогодняя игрушка нашей семьи» | Педагоги группы | ||
Оформление наглядно-информационных материалов«Новогодние праздники. Безопасно и с пользой» | Педагоги группы | ||
Общее родительское собрание в нетрадиционной форме: «Путешествие по «Стране воспитания»» | Педагоги группы | ||
Памятка для родителей «Осторожно, гололед!» | Педагоги группы | ||
Санбюллетень «Методы профилактики детской заболеваемости» | Педагоги группы | ||
Инструктаж для родителей «Безопасность детей в период зимних каникул» | Педагоги группы | ||
Праздник «Елочка, елочка, зеленая иголочка!» | Педагоги группы | ||
Я Н В А Р Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка в зимний период» | Педагоги группы | |
Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Педагоги группы | ||
Развлечение по сказке «Серебрянный ключик» | Педагоги группы | ||
Ф Е В Р А Л Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Как организовать выходной с ребенком» | Педагоги группы | |
Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Педагоги группы | ||
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Папа может, папа может все, что угодно» | Педагоги группы | ||
Групповые собрания «Родители – активные участники образовательного процесса» | Педагоги группы | ||
Физкультурно-музыкальное развлечение «Парад игрушек» | Педагоги группы | ||
М А Р Т | Практические задания для обучения родителей сенсомоторному развитию ребенка в домашних условиях | Педагоги группы | |
Привлечение родителей к изготовлению пособий для занятий. | Педагоги группы | ||
Привлечение родителей к организации выставки стенгазет «Я и моя мамочка» | Педагоги группы | ||
Праздник «Ах какая мама, загляденье прямо» | Педагоги группы | ||
Консультация для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» | Педагоги группы | ||
А П Р Е Л Ь А П Р Е Л Ь | Экскурсия для знакомства родителей и воспитанников с общеобразовательной школой, реализущей АООП для детей с нарушением интеллекта | Педагоги группы | |
Праздник достижений «В гости к солнышку» | Педагоги группы | ||
Педагоги группы | |||
Организация родителей к изготовлению поделок для выставки «Пасха» | Педагоги группы | ||
Анкетирование родителей «Удовлетворенность качеством образовательных услуг ДОУ» | Педагоги группы | ||
День открытых дверей | Педагоги группы | ||
Развлечение «В гостях у солнышка» | Педагоги группы | ||
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Педагоги группы | ||
М А Й | Праздник «До свидания, детский сад!» | Педагоги группы | |
Групповые собрания «Итоги работы за учебный год» | Педагоги группы | ||
Общее родительское собрание: «Анализ за год» | Педагоги группы | ||
Привлечение родительской общественности к благоустройству территории детского сада: «Цветущая клумба». | Педагоги группы | ||
Организация выставки ко дню семьи «Вместе с мамой, вместе с папой» (совместное творчество детей и родителей) | Педагоги группы | ||
Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период» | Педагоги группы | ||
Оформление наглядно - информационных материалов «Безопасное лето вашего ребенка» | Педагоги группы |
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
Предполагает создание специальной группы, состоящей из 8 детей разного возраста, 7 детей имеют диагноз умеренную умственную отсталость, пятеро из которых имеют сопутствующий диагноз РАС с различными вариантами.
- индивидуальные приемы работы;
- способы взаимодействия;
- использование специального оборудования;
- включение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
3.3 Формы контроля
Мониторинг коррекционно-педагогической работы с ребенком осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Результаты мониторинга фиксируются в протоколах проверки знаний, умений и навыков, которые хранятся в личном деле ребенка в кабинете учителя – дефектолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...