Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни.
материал по коррекционной педагогике на тему

Курьез Оксана Ивановна

Основные моменты при работе с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_v_povsednevnoy_zhizni.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя по развитию речи детей  в повседневной жизни.

          Для успешного усвоения речи детьми, посещающие как группы компенсирующей направленности, так и общеобразовательные требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

         Организуя работу над речью детей в повседневной жизни, нужно исходить из того, что дети нуждаются в постоянном повторении материала.

       Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда, в том числе дежурства), а также во время игровой деятельности и целевых прогулок. В начале от детей требуется лишь правильное выполнение словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то его нужно поправить и попросить повторить. По мере овладения речью дети должны комментировать свою деятельность,  употребляя прилагательные, предлоги, числительные («Я взял кубики из коробки. Я повесил щетку на крючок»).

 Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает, отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, исправляет речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.

  Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.

  Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать), при заправке постелей — названия постельных принадлежностей. Например, воспитатель предлагает:  «Одевайся и говори, что ты делаешь» («Я надеваю рубашку, надеваю колготки, надеваю сандалии»); спрашивает:   «Что ты сделал?»  («Я поправил простыню,  застегнул наволочку, сложил одеяло, накрыл кровать покрывалом»).

  На утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года.  

       Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин, становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак»,  «обед»,  «ужин», позавтракать», «пообедать»...    
       При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого она сделана. При разговоре о еде спрашивать: «Что ты будешь есть?  («Котлету».) Из чего она сделана? («Из мяса, из рыбы».)

      Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и  возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды (в зависимости от сезона) и упражняет детей в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновые, осенняя, зимняя...
Дети отвечают на вопросы: «Какая шапка? Какое пальто? Почему так  называется?» («Шапка сделана из меха. Она меховая. Пальто зимнее, потому что его носят зимой».)
      Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей  в  диалог: «Что тебе дать?» Получив ответ: «Дайте мне, пожалуйста, машину», спрашивает: «Какую?»   — «Железную (грузовую, пластмассовую, зеленую...») — «Что ты будешь делать?»  —  «Играть». — «Как?» — «Я буду возить куклу на машине».         Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий, признаков. Собирая игрушки, складывая их на место, воспитатель задает вопросы: «Что ты делал? Что ты сделал? Что ты будешь делать?»        

Вечером в свободное время (с подгруппой или индивидуально)

нужно проводить словесные дидактические игры на закрепление
пройденных тем.        

Во время дежурства детей воспитатель вступает с ними в

разговор: «Что  ты  наденешь? («Фартук».) Какой?        Что сейчас у нас будет? Какую посуду будешь ставить?        

Накрывай на стол и говори, что ты делаешь?»        .

  Для развития речи надо использовать и те возможности,

которые предоставляются во время коллективного труда детей. Например, во время уборки групповой комнаты

воспитатель просит вымыть  большой стул,  маленький;

протереть мебель влажной тряпкой, вытереть сухой; отобрать отдельно резиновые, деревянные,  металлические, пластмассовые игрушки. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой), употребление предлогов, пространственных понятий («Положи коробку на стол. Поставь машину на нижнюю полку»).

Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящимися недалеко от детского сада. На целевых прогулках рассматриваются дома, дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома (крыша, стены, окна, балконы, лоджии).

В повседневной жизни для развития речи и речевой активности, коррекции некоторых недостатков огромное значение имеют поручения. Например: «Отбери сломанные карандаши. Скажи, что ты сделал? Отбери книги на ремонт»;

Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни

Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни...