Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни.
материал по коррекционной педагогике на тему
Основные моменты при работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_v_povsednevnoy_zhizni.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни.
Для успешного усвоения речи детьми, посещающие как группы компенсирующей направленности, так и общеобразовательные требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Организуя работу над речью детей в повседневной жизни, нужно исходить из того, что дети нуждаются в постоянном повторении материала.
Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда, в том числе дежурства), а также во время игровой деятельности и целевых прогулок. В начале от детей требуется лишь правильное выполнение словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то его нужно поправить и попросить повторить. По мере овладения речью дети должны комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные («Я взял кубики из коробки. Я повесил щетку на крючок»).
Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает, отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, исправляет речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.
Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.
Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать), при заправке постелей — названия постельных принадлежностей. Например, воспитатель предлагает: «Одевайся и говори, что ты делаешь» («Я надеваю рубашку, надеваю колготки, надеваю сандалии»); спрашивает: «Что ты сделал?» («Я поправил простыню, застегнул наволочку, сложил одеяло, накрыл кровать покрывалом»).
На утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года.
Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин, становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», позавтракать», «пообедать»...
При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого она сделана. При разговоре о еде спрашивать: «Что ты будешь есть? («Котлету».) Из чего она сделана? («Из мяса, из рыбы».)
Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды (в зависимости от сезона) и упражняет детей в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновые, осенняя, зимняя...
Дети отвечают на вопросы: «Какая шапка? Какое пальто? Почему так называется?» («Шапка сделана из меха. Она меховая. Пальто зимнее, потому что его носят зимой».)
Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей в диалог: «Что тебе дать?» Получив ответ: «Дайте мне, пожалуйста, машину», спрашивает: «Какую?» — «Железную (грузовую, пластмассовую, зеленую...») — «Что ты будешь делать?» — «Играть». — «Как?» — «Я буду возить куклу на машине». Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий, признаков. Собирая игрушки, складывая их на место, воспитатель задает вопросы: «Что ты делал? Что ты сделал? Что ты будешь делать?»
Вечером в свободное время (с подгруппой или индивидуально)
нужно проводить словесные дидактические игры на закрепление
пройденных тем.
Во время дежурства детей воспитатель вступает с ними в
разговор: «Что ты наденешь? («Фартук».) Какой? Что сейчас у нас будет? Какую посуду будешь ставить?
Накрывай на стол и говори, что ты делаешь?» .
Для развития речи надо использовать и те возможности,
которые предоставляются во время коллективного труда детей. Например, во время уборки групповой комнаты
воспитатель просит вымыть большой стул, маленький;
протереть мебель влажной тряпкой, вытереть сухой; отобрать отдельно резиновые, деревянные, металлические, пластмассовые игрушки. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой), употребление предлогов, пространственных понятий («Положи коробку на стол. Поставь машину на нижнюю полку»).
Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящимися недалеко от детского сада. На целевых прогулках рассматриваются дома, дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома (крыша, стены, окна, балконы, лоджии).
В повседневной жизни для развития речи и речевой активности, коррекции некоторых недостатков огромное значение имеют поручения. Например: «Отбери сломанные карандаши. Скажи, что ты сделал? Отбери книги на ремонт»;
Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни
Развитие речи...
Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни
Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни...
«Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни»
Доклад для выступления на МО...