Проект "Здоровые глазки"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
совместный проект с родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovye_glazki.docx | 986.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместный проект группы «Сказка»
«Здоровые глазки»
Воспитатели средней группы:
Ю.В. Маринушкина, Т.И. Петренко.
Участники: воспитатели группы, родители группы, узкие специалисты, врач-офтальмолог,мед.сестра офтальмологического кабинета.
Вид проекта: коррекционно – развивающий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь 2017г.- апрель 2018г.)
Актуальность:
В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них и дети с нарушениями функций зрительного анализатора, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности их жизнедеятельности и трудоспособности. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций , ограничивается овладение социальным опытом. Для лечения детей с нарушением зрения офтальмологи используют специальные медицинские аппараты. Воспитатель может значительно повысить эффективность занятий на аппаратах и сократить сроки лечения, проводя серию специально подобранных упражнений, дидактических игр. В результате таких занятий у детей повышается уровень зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, что является основой готовности ребёнка к школе. Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы, широкого осуществления системы реабилитационных мероприятий.
Работа с детьми имеющими нарушение зрения требует от педагогов пересмотра форм организации и методов работы, овладение коррекционно-развивающими игровыми технологиями, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Отсюда возникает необходимость создания центра зрительной активности
Проблематика:
ФГОС ДО п. 3.3.1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Не соответствие РППС в ДОУ требованиям ФГОС ДО.
Новизна:
- Заключается в совместной с родителями группы разработке и создании развивающей предметно – пространственной среды в группе, а именно, обновление и пополнение коррекционного центра зрительной активности, оригинальными, авторскими, современными играми и пособиями, позволяющими в игровой форме применять их в коррекционной деятельности с детьми с нарушением зрения.
Цель проекта
- Укрепление и сохранение зрения детей, развитие зрительного восприятия посредством использования коррекционных игр центра зрительной активности.
Задачи проекта
Научить детей бережному отношению к своему зрению, сохранению зрения.
Повысить уровень зрительного восприятия посредством использования коррекционных дидактических игр.
Повысить эффективность занятий на медицинских аппаратах и сократить сроки лечения.
Заинтересовать и привлечь родителей к созданию центра зрительной активности, показать важность данной проблемы
Ожидаемый результат
- Создание в группе…. « комплексного, системного, вариативного, инвариантного, пластически меняющегося механизма непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности»
Этапы реализации
- Подготовительный (ноябрь 2017г.) - углубленное изучение проблемы.
- Основной (декабрь 2017г.- март 2018г.) - распределение и реализация видов деятельности между участниками проекта.
- Заключительный (апрель 2018г.) - непосредственное оценивание проделанной работы.
Подготовительный этап
- Изучение нормативных требований по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующей вида.
- Проведение анализа РППС группового помещения.
- Разработка алгоритма преобразования коррекционно-развивающей среды в группе, с учётом психофизиологических особенностей воспитанников, ФГОС ДО, ОП ДО МБДОУ № 218, учебно-методическое пособие «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» Л.И.Плаксина.
При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям
- - создание офтальмогигиенических условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- - профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- - вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям
- - создание офтальмогигиенических условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- - профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- - вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
- Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов и т.д..
Основной этап
1. Проведение группового родительского собрания 12 декабря 2017г. с целью привлечения родителей в процесс проектной деятельности для оказание добровольной практической или финансовой помощи.
2. Изготовление, обновление, приобретение коррекционных игр и пособий.
3. Разработка методического оснащения центра.
Содержание центра
- -цветной фланелеграф для фронтальной работы
- -индивидуальные фланелеграфы
- -подставки
- -указки
- -лупы
- -фоны для восприятия
- -ограничительные рамки
- Назначение
- Обязательно: белый, черный
- Светло-темно серый, темно-зеленый, коричневый, темно-бордовый
- Для индивидуального восприятия благоприятен показ на черно-белом фоне, на зеленом, коричневом, оранжевом
- Разного размера: от 13 на 15 (оптимальный формат восприятия для детей с нарушением зрения) и до формата А4
Пособия по развитию зрительного восприятия:
-пособия на восприятие цвета
-пособия на восприятие формы
-пособия на восприятие величины
- -на различение
- -на сравнение и соотнесение
- -на локализацию определенного цвета из множества других цветов
- -на фиксацию по насыщенности цвета
- -на ритмическую последовательность
- -на анализ и синтез сочетания цветов
- -на формирование цветовых образов
- -игры на практическое выделение формы
- -на сравнение и соотнесение
- -на локализацию определенной формы среди других форм
- -на ритмическую последовательность
- -на анализ и синтез сочетания форм (плоскостное конструирование)
- -на соотношение формы предмета с геометрическим эталоном
- -игры на практическое выделение величины
- -на сравнение и соотнесение
- -на локализацию определенной величины предмета среди других величин
- -на ритмическую последовательность
- -на выкладывание предметов по убыванию и возрастанию величин
- -на словесное обозначение величин
- -на развитие глазомера
- -набор условных мерок
Формирование предметных представлений
- натуральные предметы
- -муляжи
- -игрушки
- -цветные картинки разного размера
- -картинки с изображением одного объекта , но в разных модальностях (различные положения, ракурс)
- -объемный предмет и его плоскостное изображение
- -цветное изображение – силуэт – контур
- -недорисованные изображения
- -восприятие предметов на зашумленном фоне, перекрытие, пересечение контуров
- -игры на целостное восприятие (анализ и синтез изображения)
- -трафареты: внутренние и внешние
- -алгоритмы иллюстрации по предметному восприятию
Пособия на развитие зрительно-слуховой памяти,
Пособия на развитие тактильно-кинестетических ощущений
- игры на дифференцировку звуков по источнику звучания, месту, громкости
- -игры на соотнесение одинаковых звуков
- -звуковые шумы
- различные поверхности (тактильные дощечки)
- -напольные сенсорные дорожки
- -наборы геометрических форм и предметов для опознания объектов на ощупь
- -набор различных видов ткани
Пособия на ориентировку в пространстве,
Пособия по развитию мыслительной деятельности
- -игры на восприятие пространственных отношений между предметами
- -игры на умение воспроизводить (моделирование) пространственных отношений между предметами
- -игры на ориентировку на листе бумаги и на плоскости фланелеграфа
- -игры на ориентировку в помещении
- -игры на формирование пространственных представлений
- -схемы и макеты группы
- игры на группировку предметов по разным свойствам
- -игры на выделение существенного свойства предмета
- -игры на определение причинно-следственных зависимостей
- -игры на формирование соотношений между словом и образом
- -игры на обобщение
Пособия по развитию мелкой моторики рук
- шнуровки, застежки, пособия на нанизывание, плетение
- -наборы мозаики
- -набор плоскостных геометрических фигур для конструирования, выкладывания орнаментов
- -счетные палочки
- -набор предметов разной формы и размера
- -набор предметов для игр с водой
- -бросовый материал
- -пальчиковый театр
- -раскраски
Пособия на восприятие различных видов картин,
Пособия по развитию зрительных функций
- набор сюжетных, предметных и пейзажных картин
- -наборы изображений поз человека
- -набор с изображением эмоций
- -серии сюжетных картин
- кольцебросы
- -серсомотиваторы
- -лабиринты
- -калька для обводки по контору изображений предметов
- -пазлы
- -игры на прослеживающую функцию глаз
- -мишени
Заключительный этап
Презентация проекта:
Конкурс «Лучший коррекционный центр зрительной активности в ДОУ» (апрель 2017г).
Для детей и родителей ДОУ: круглый стол «Играя – развиваем…» (12 апреля 2018г.)
Выставка коррекционных игр и пособий, в рамках «Вернисаж на Енисее» в «Импульсе» (апрель 2018г)
Мотивация родителей воспитанников на ежегодное традиционное обновление центра зрительной активности в группе
Круглый стол «Играя, развиваем…»
Зрительная гимнастика
Результат:
Для детей:
Активизация интереса детей к собственному здоровьесбережению
Для педагогов:
Обновленный центр зрительной активности в группе оснащен достаточным количеством коррекционных игр и пособий для занятий с детьми, разнообразным методическим материалом для подготовки и проведения занятий педагогами, оборудованием для теоретического и практического просвещения родителей воспитанников.
Коррекционно-развивающая среда в группе соответствует как общим нормативным актам проектирования РППС, так и решает задачи коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Для родителей:
Включенность в образовательно – коррекционный процесс в группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки про глазки
Гимнастика для глаз в стихах, гимнастика по дням недели...
Сказки про глазки
Рекомендации по обучению дошкольников правильному выполнению упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления...
как закапывать глазки
как правильно закапывать глаза и закладывать мазь в глазки...
Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники глазки"
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...
"Играем глазками"
Консультация для родителей как в домашних условиях проводить зрительную гимнастику. Гимнастики авторские....
"Здоровые глазки вашего ребенка"
Консультация для родителей. Проведение зрительных гимнастик в домашних условиях....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"
Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...