Мои публикации
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Курьез Оксана Ивановна

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurez_oksana_ivanovna.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Курьез Оксана Ивановна,

учитель-дефектолог

МАДОУ «МАЯЧОК» детский сад № 170

комбинированного вида

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра во многом зависит от правильной организации учебного пространства и времени при проведении как индивидуальных, так и подгрупповых занятий.

Специфика организации учебного пространства и времени для ребенка с РАС заключается в создании:

– формирования стереотипа учебного поведения и концентрации внимания у детей,

– наглядного расписания,

– визуальных правил поведения,

– наглядных дидактических материалов.

1. Формирование стереотипа учебного поведения и концентрации внимания у детей с РАС. Все занятия начинаются с индивидуальной формы работы, затем осуществляется переход на подгрупповую форму по алгоритму:

1) Стол приставлен непосредственно к стене, на которой закреплена доска. Ребенок сидит лицом к доске, а педагог осуществляет необходимую помощь, находясь позади него.

2) Затем стол отодвигается от стены, и педагог перемещается в зону видимости ребенка, занимая положение между доской и партой.

3) Затем занятия проводятся в группе из двух детей. Столы детей находятся рядом, напротив доски. При обучении детей мы используем наклонные столы, которые помогают сделать задание частично вертикальным, так как дети с РАС лучше просматривают информацию по вертикали, а не по горизонтали.

4) Проведение подгрупповых занятий.

2. Создание наглядного расписания, иллюстрирующего последовательность выполняемых заданий.

При организации образовательного процесса большое значение уделяется составлению расписания занятия с помощью карточек с рисунками, символизирующих определенные задания. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени, так как в сознании детей с РАС с трудом формируются временные представления.

Каждое занятие начинается с наглядного составления плана с карточками тех видов работ, которые предполагает провести педагог.

Начинать работу необходимо с двух карточек с доступными и интересными заданиями, постепенно увеличивая их количество, а задания усложняя в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, используя принцип бутерброда: легкое, тяжелое, приятное.

После каждого выполнения задания или за хорошее поведение необходимо поощрять детей, так как похвала или неодобрение взрослых, или сверстников обычно не имеют никакого значения. Поэтому, мною используется жестяная коробка с магнитными смайликами и когда ребенок набирает всю коробку магнитов, он может обменять ее на поощрение, например, прыжки на батуте, после которых ребенок становится спокойнее, так как вертикальные движения во время таких прыжков успокаивающе влияют на нервную систему, что стимулирует его к дальнейшей работе.

В конец расписания обязательно помещается значимое для ребенка подкрепление – наиболее интересный для него вид деятельности. Это может быть игра в песок или игра с сенсорной игрушкой.

Для визуализации продолжительности занятия и его этапов, а также во избежание нежелательного поведения мною используются песочные часы.

3. Введение визуальных правил поведения на занятии.

Существуют определенные правила введения:

– Правила должны быть простыми и понятными для ребенка.

– Обучение необходимо начинать на индивидуальных занятиях с усвоения одного визуального правила, затем постепенно вводя следующие правила.

– Усвоение ребенком правил с помощью системы поощрений.

– Правила поведения на занятии являются общими как для педагога, так и для ребенка.

В работе мною используются следующие правила:

– Тихо.

– Слушай.

– Смотри.

– Жди.

– Положи руки.

Пример введения визуального знака «Тихо»: на занятии дается инструкция: «Показываю знак – на занятии должно быть тихо». И с этого момента, начинаю пользоваться этим правилом: когда нужно добиться тишины, молча показываю на знак «Тихо» и с помощью системы поощрений добиваюсь усвоения данного правила ребенком.

4. Использование наглядных дидактических материалов.

Для преодоления трудностей каждому ребенку с РАС нужна своя опора, поэтому необходимо подбирать и создавать наглядные материалы, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе, что помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.

Материалы, используемые для группы детей подготовительного возраста:

1. Использование зрительной опоры для ориентации в пространстве в виде знаков, которые относятся к понятию «лево» (красный цвет), «право» (зеленый цвет), для формирования зрительно пространственных функций, и упрочнения в понимании связи направления движения числового ряда от 0 до 10.

2. Использование календаря природы для запоминания последовательности времен года и месяцев.

3. Использование пиктограмм с целью запоминания дней недели и частей суток.

4. Использование тактильной опоры при изучении цифр на занятиях по формированию элементарных математических представлений, и при изучении букв на занятиях по подготовке к грамоте.

Таким образом, правильная организация учебного пространства и времени, а также творческое отношение к созданию наглядных материалов для детей с РАС является залогом успеха в проведении коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.

В заключение хочется пожелать всем, кто хочет помочь детям с РАС терпения в понимании тех, кто так не похож на нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...