Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста
презентация по коррекционной педагогике на тему
«Все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений - это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка»
А.С. Макаренко
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narush_rechi.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1000 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. .
Строение речевого аппарата Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: Центральный Периферический (регулирующий) (исполнительный)
Артикуляционный ( звукопроизводящий ) отдел — губы 2 — резцы 3 — альвеолы 4 — твердое нёбо 5 — мягкое нёбо 6 — голосовые складки 7 — корень языка 8 — спинка языка 9 — кончик языка
Аномалии зубного ряда: неправильное расположение зубов – слева, справа – норма. Нарушения прикуса: передний открытый прикус. Нет контакта между резцами
Органические Социально-бытовые. Физиологические. Причины нарушений речи
Комплексный подход в решении коррекции и развития речи. Предполагает консультирование специалистов: невролог, сурдолог , офтальмолог, психоневролог, дефектолог, логопед . При необходимости нужны дополнительные исследования у следующих специалистов: невролог, психоневролог, сурдолог , ортодонт ; психолог, дефектолог). Важно помнить о своевременности процессов диагностики и коррекции речевого развития ребенка.
Направления в развитии речи у дошкольников: Развитие моторики (мелкой , артикуляционной, мимической). Развитие слухового восприятия Развитие дыхания. Развитие фонематического слуха и восприятия .
Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем впоследствии их устранить. Таким образом, особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей.
Педагоги Родители Ребёнок Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика Для того чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов. Рекомендуются специальные, индивидуальные упражнения для подготовки органов артикуляции в раннем дошкольном возрасте как статические так и динамические. В освоении артикуляционной гимнастики поможет игрушка с открывающимся ртом и подвижным языком.
Пальчиковая гимнастика . Известно , что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребёнка. Пальчиковые игры – это самое простое, что можно провести с ребёнком и в дошкольном учреждении и дома. Они не требуют специального оборудования. Любое стихотворение, или песенка, которую Вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой. Так же для активного развития мелкой моторики подойдут не только крупные яркие игрушки из различных материалов чистых цветов и несложных форм но и разные настольные игры. Например, шнуровки: из дерева, ткани и пластика.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют и разнообразные действия с предметами. Это: игры мелкой мозаикой, конструктором, отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие.
Дыхательная гимнастика. Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией. Детям прежде всего, необходимо развивать объём лёгких, формировать грудобрюшной тип дыхания, чтобы со временем перейти на речевое дыхание. Детям раннего возраста помогут игры с использованием разных дудочек, султанчиков, стаканчиков, вертушек, свистулек и многое другое.
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Техника выполнения упражнения: - Следить за правильным вдохом – через нос; - Плечи не поднимать; - Выдох должен быть длительным, плавным; - Необходимо следить, чтобы не надувались щёки;
- Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. - Пёрышко. Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе. - Шторм в стакане. Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила. - Морские волны. Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны. - Надуй шарик. Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.
Важным средством профилактики недостатков речи у детей является правильная речь взрослых: речь должна быть правильной, литературной; по форме и по тону речь должна быть неизменно вежливой; структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи; содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт; Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ...
физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Статья адресована воспитателям , материал направлен на правильное соблюдение и организацию проведения физкультминуток....
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...
Современные подходы к профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
В данной статье описаны направления прорфилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста....
Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста
В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи. Для того чтобы таких детей было меньше, необходимо проводить профилактическую работу, начиная с более раннего дошкольного ...
Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста
Данная публикация будет полезна родителям, воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....