Изотерапия
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Цыбулина Светлана Ивановна

В данном материале представлена методика и краткая характкристика нетрадиционных методов приобщения детей к изо искуству в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изотерапия  - как   метод оздоровления детей в ДОУ

С.И.Цыбулина, МКДОУ ЦРР детский сад №21г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

   « Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Сухомлинский.

    Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Современный мир  подвержен постоянным стрессам и  оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети.

   Поэтому, основной целью нашей работы является, воспитание физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечение его психического благополучия, а так же формирование у дошкольников ответственности за своё здоровье.И поэтому использование здоровьесберегающих технологий очень актуально на сегодняшний день.

    Наряду с традиционными здоровьесберегающими  технологиями  в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются нетрадиционные методики, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Для осуществления  оздоровительных и  мероприятий, мы  внедрили в практику метод арт-терапии  , как один из современных направлений в оздоровлении.

    Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

   Основоположником российской школы арт-терапии, по-праву, можно считать А.И. Копытина. В его трудах целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем психокоррекционного,

диагностического и психопрофилактического потенциала. Заслуживает внимания исследование Л.Д. Лебедевой, посвященное решению следующих важных педагогических  задач: воспитательных, коррекционных, психотерапевтических, диагностических, развивающих, посредством  использования арт-терапии в образовании.

    В своей работе мы  использовали   методику изотерапии в реализации  факультатива художественно- эстетической направленности «Разноцветный мир».

Изотерапия – лечение , в первую очередь, рисованием. Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для  изотерапии    подходят все  виды художественных материалов:  краски, карандаши, восковые  мелки,  пастель,  бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.

      На  наш  взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди наших  воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).

    Дети много рисуют, творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека, именно в фантазии.

    Целью своей работы мы ставили  не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии. В чём и состоит уникальность этой методики.

     В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования, вот почему для него этот процесс так терапевтичен.

      Исходя  из  целей  сформулируем задачи:

  • создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображении.
  • формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающему миру

Для достижения поставленных цели и задач необходимы  следующие  условия подбора мы применяем техники  и приемы  создания изображений: Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками. Штриховка, каракули: это графика. «Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в разных направлениях. Монотипия.  Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской.3D-рисуноки. Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок. Объемная  аппликация,  трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги) и др.                                                                                                                                           Мы старались  по мимо  индивидуальной    работы  организовывать творческий коллективный  процесс. .Выполнения задания, чтобы  обеспечить  условия для развития умений договариваться, уступать, вносить  собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.                                                                                                       Подбирая тематику и материал, тщательно продумывали индивидуальные особенности  каждого ребёнка, опираясь на заповеди и правила изотерапии. Сами с большим интересом  апробировали  техники и приёмы изображений, получая тем самым огромную эмоциональную  положительную удовлетворённость в работе с детьми.  

   Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здороровья.  Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй.                                                                                                            В  нашей группе снизилось проявление негативных эмоций, агрессии, тревожность, повысилась самооценка, общительность и оптимизм детей, коллектив стал более сплочённым. Методику изотрерапии можно включать  не только в работе  факультативного курса, а повсеместно:  при проведении занятий по  изобразительной деятельности, индивидуальной работ и др., причём в любой возрастной группе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы: Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. В нашей группе снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.

    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.




Предварительный просмотр:

Изотерапия  - как   метод оздоровления детей в ДОУ

С.И.Цыбулина, МКДОУ ЦРР детский сад №21г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

   « Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Сухомлинский.

    Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Современный мир  подвержен постоянным стрессам и  оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети.

   Поэтому, основной целью нашей работы является, воспитание физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечение его психического благополучия, а так же формирование у дошкольников ответственности за своё здоровье.И поэтому использование здоровьесберегающих технологий очень актуально на сегодняшний день.

    Наряду с традиционными здоровьесберегающими  технологиями  в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются нетрадиционные методики, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Для осуществления  оздоровительных и  мероприятий, мы  внедрили в практику метод арт-терапии  , как один из современных направлений в оздоровлении.

    Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

   Основоположником российской школы арт-терапии, по-праву, можно считать А.И. Копытина. В его трудах целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем психокоррекционного,

диагностического и психопрофилактического потенциала. Заслуживает внимания исследование Л.Д. Лебедевой, посвященное решению следующих важных педагогических  задач: воспитательных, коррекционных, психотерапевтических, диагностических, развивающих, посредством  использования арт-терапии в образовании.

    В своей работе мы  использовали   методику изотерапии в реализации  факультатива художественно- эстетической направленности «Разноцветный мир».

Изотерапия – лечение , в первую очередь, рисованием. Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для  изотерапии    подходят все  виды художественных материалов:  краски, карандаши, восковые  мелки,  пастель,  бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.

      На  наш  взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди наших  воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).

    Дети много рисуют, творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека, именно в фантазии.

    Целью своей работы мы ставили  не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии. В чём и состоит уникальность этой методики.

     В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования, вот почему для него этот процесс так терапевтичен.

      Исходя  из  целей  сформулируем задачи:

  • создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображении.
  • формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающему миру

Для достижения поставленных цели и задач необходимы  следующие  условия подбора мы применяем техники  и приемы  создания изображений: Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками. Штриховка, каракули: это графика. «Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в разных направлениях. Монотипия.  Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской.3D-рисуноки. Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок. Объемная  аппликация,  трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги) и др.                                                                                                                                           Мы старались  по мимо  индивидуальной    работы  организовывать творческий коллективный  процесс. .Выполнения задания, чтобы  обеспечить  условия для развития умений договариваться, уступать, вносить  собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.                                                                                                       Подбирая тематику и материал, тщательно продумывали индивидуальные особенности  каждого ребёнка, опираясь на заповеди и правила изотерапии. Сами с большим интересом  апробировали  техники и приёмы изображений, получая тем самым огромную эмоциональную  положительную удовлетворённость в работе с детьми.  

   Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здороровья.  Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй.                                                                                                            В  нашей группе снизилось проявление негативных эмоций, агрессии, тревожность, повысилась самооценка, общительность и оптимизм детей, коллектив стал более сплочённым. Методику изотрерапии можно включать  не только в работе  факультативного курса, а повсеместно:  при проведении занятий по  изобразительной деятельности, индивидуальной работ и др., причём в любой возрастной группе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы: Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. В нашей группе снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.

    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...