КАК ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ВЛИЯЕТ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
О влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Примеры пальчиковых игр с пояснениями о их проведении, для каждого возраста отдельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ВЛИЯЕТ
НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "
Действительно пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
*знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину;
*с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
*энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
*простые фигуры из пальчиков одной руки.
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
*составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
*игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
Дети 3 – 4 лет.
*Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).
- разучивается вторая фигура по этому же принципу.
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
- Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
* Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.
Дети с 4 до 5 лет:
*выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
*сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
*составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
* Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Дети 5 - 7 лет
* Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
*Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
*Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, умение удержать предмет.
Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например выбираем тему и придерживаемся ее все занятие.
Задания такого плана:
- Выложить горохом по нарисованному контуру. Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
- "Чудесный мешочек" Найти грибок среди нескольких различных игрушек.
- Дорисуй узор и т.д.
Выбирая тему занятия, стоит ориентироваться на интерес ребенка. Его любимая игрушка, игра и т.д.
Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-129912-1350980463.jpg)
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-142632-1354033022.jpg)
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279908-1376302366.jpg)
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Чем полезна пальчиковая гимнастика для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-19131-1490381992.jpg)
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-163262-1355336399.jpg)
Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...
Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»...