Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему
Окружающий мир, в который входит ребенок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями.
Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников рассматривается как неотъемлемую часть данного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Окружающий мир, в который входит ребенок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями.
Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников рассматривается как неотъемлемую часть данного процесса.
В связи с этим, в современных программах начальной школы большое значение уделяется именно логической составляющей. Чтобы, ребенок не испытывал трудности с первых уроков, уже в дошкольный период необходимо готовить его соответствующим образом.
В рамках современного педагогического процесса предлагаются различные методы и способы развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Стоит отметить, что большинство исследований в области развития мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры [3].
Общепринятым является тот факт, что целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний.
В то же время в мозге человека, решающего задачи, никаких вычислений не происходит. Интеллект тренируется и развивается не в результате вычислений как таковых, а в процессе поэтапного формирования сенсорных образов на основе усвоенных правил. Развитость логических приемов мышления и особенно степень их оформленности 'в систему определяются умением использовать информацию.
Основными посылками совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в дошкольном возрасте являются следующие: появление произвольности в поведении и познавательных процессах; способность действовать по образцу и инструкции; умение оценивать работу - свою и других; способность подчиняться требованиям и правилам ситуации; способность находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач; способность осуществлять контроль за собственными действиями [3].
Каждая задача для ребенка - это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Ее можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. Среди них есть несколько основополагающих, которые и необходимо выделять при ее решении.
При специальной методической организации деятельности дошкольника процесс перехода к высшим формам мышления может быть простимулирован.
А.Р. Лурия в своем исследовании цель конструктивной деятельности задавал в виде схематического изображения. Ценность «модельного» конструирования заключалась в том, что ребенок не копирует образец, а начинает активно анализировать условия задачи, обращается к способу ее решения, к своим собственным действиям по решению. Исследования З.М. Истоминой [1] позволили установить, что дети с большим успехом используют в процессе запоминания наглядного и вербального материала такие средства, как картинки, значки-схемы, планы.
На сегодняшний день многие педагоги стараются использовать необычные не совсем традиционные методы в процессе обучения и развития детей, одним из таких методов является мнемотехника. Эту методику в дошкольной педагогике называют по-разному, например, Т.А.Ткаченко - предметно-схематическими моделями, Т.В.Большева - коллажем, Л.Н.Ефименкова - схемой составления рассказов, а В.П.Глухов - квадратами-блоками.
Мнемотехника - это своеобразная система методов и приемов, которая обеспечивает освоение детьми знаниями Об особенностях природы, об окружающем мире, способствует эффективному запоминанию структуры рассказов, а также сохранению и воспроизведению полученной информации
Мнемотехника облегчает запоминание и способствует увеличению объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для детей старшего дошкольного возраста, так как мыслительные задачи успешно решаются с преобладающей ролью внешних средств и поэтому усвоение наглядного материал усваивается намного лучше вербального [2].
В данной методике дидактическим материалом служат мнемотаблицы - это схемы, в которых закодирована определенная информация. Использование мнемотаблиц позволяет старшим дошкольникам намного эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Мнемотаблицы помогают старшим дошкольникам самостоятельно определять основные свойства и признаки изображенного предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных ранее признаков и обогащать словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует решению определенных задач:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении [5].
Литература
- Истомина, З.М. Формирование приемов логического мышления у детей дошкольного возраста и младших школьников / З.М. Истомина [и др.] // Вопросы психологии. - 1999. - С. 23-29.
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано": [Электронный ресурс] - М. 2002. 85 с.
- Корепанова М.В. , Богатырева В.В., Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе математического моделирования, "Начальная школа плюс До и После"/ 05.2009
- Образовательная система «Школа 2100» - качественное
образование для всех : сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Баласе, 2006. - 320 с. ,
- Развитие детей дошкольного возраста с использованием
мнемотехники [Электронный ресурс]
http://festival. 1 September, ru/articles/516391/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает ...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления д...
Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.
В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....
Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...