Рабочая программа по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Рабочая программа включает в себя материалы следующих методических пособий: Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004, Безруких М.М.Ребенок идет в школу : Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. :Academia, 2000
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет | 61.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Заместитель заведующей по ВМР
___________ _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет
Педагог – психолог ДОУ №14-2 Павлова Виктория Петровна
Составлена на основе:
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 |
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004 Безруких М.М.Ребенок идет в школу : Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. :Academia, 2000 |
Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!» / сост. Д.А. Нифантова Безруких, Филиппова: Познаем мир. Развивающие игры с карточками для детей 5-6 лет. ФГОС |
Программа рассчитана на 1 год обучения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 14-2 «Аленький цветочек»
п. Нахабино
2017 г.
Пояснительная записка
Направленность программы.
Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребёнка, и главное, чтобы при переходе на эту ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, осваивает мир вещей, у него формируется позиция школьника. Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:
- психологическая готовность – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;
- интеллектуальная готовность – наличие у ребёнка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;
- эмоционально – волевая готовность умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром;
- физическая готовность – состояние здоровья ребёнка (как дополнительный компонент).
Большую роль в создании фундамента успешной учебной деятельности играет развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи и, что не менее важно, восприятия, внимания, работоспособности, а также эмоционально – волевой сферы и навыков общения.
Комплексная развивающая программа предназначена для организации подготовки детей 6-7 лет, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Она направлена на развитие как познавательной деятельности, так и психологической готовности. Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д., способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка, развивают зрительно-моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально–положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.
Причины создания программы.
Необходимость обеспечения каждому ребёнку таких стартовых возможностей, которые создали бы предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе, в том числе способствовали бы формированию необходимой психологической готовности.
Цель и задачи программы.
Цель программы – подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путём развития познавательной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.
Задачи:
- Определение уровня готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования).
- Расширение кругозора.
- Оценка и развитие мотивации к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребёнка.
- Формирование личностной, социально-психологической, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.
- Развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи с опорой на способности ребёнка); умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, графических навыков, зрительно-моторной координации.
- Развитие навыков произвольной регуляции поведения.
- Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей; доверия, группового сотрудничества.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения).
Основные принципы работы:
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность;
- адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
- постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых знаний к более сложным;
- повторяемость материала, формирование и закрепление полученных знаний.
Возраст детей, на которых рассчитана программа –5-7 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основная форма работы.
Фронтальное учебно-игровое занятие с использованием стандартных и нестандартных форм, приёмов и видов деятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок и т.д.
Количество занятий общее - 50, в неделю -2 занятия, в месяц – 7-8 занятий, длительность одного занятия – 30 - 35 минут. Начало занятий -I неделя ноября. Конец занятий – I неделя мая.
Формы подведения итогов реализации программы:
Психологическое заключение о готовности ребёнка к школе.
Критерии оценки выполнения программы.
Первичное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводится перед началом развивающих занятий в период с сентября по октябрь на основе:
- Определения структуры мотивов учения ребенка (методика «Определение мотивов учения»), методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой
- Определения эмоционального фона и социального развития старшего дошкольника по методу наблюдения и проективных рисуночных тестов.
- Первичные знания о развитии речи ребенка фиксируются на основании рассказа по серии сюжетных картинок, пересказа сказки по опорному конспекту.
- Определения уровня сформированности моторных навыков (методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру), вазомоторной активности (методика А.Векслер «Вазомоторная активность»).
- Определения уровня познавательного развития: знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
По результатам первого обследования дети с заниженными показателями по основным показатлям развития включаются в программу коррекционной работы. Таким образом, формируются подгруппы детей, объединенных одной задачей коррекционно-развивающей работы. (см. «План коррекционно-развивающей работы»).
Повторное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводится в мае.
Примечание: сформированность необходимых интегративных качеств перед поступлением в школу, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями.
План коррекционно-развивающей работы
№ | Показатель развития | Задачи коррекционно-развивающей работы | Формы работы |
1 | Мотивацион-ная готовность. | Сформировать учебную мотивацию. Воспитать ценность знаний и умений. | Беседы о школе. Чтение и обсуждение сказок, историй и рассказов о любви к учению, пользе знаний и умений. |
2 | Социальное развитие. | Скорректировать проблемы личностного развития. Поощрение активности, уважение мнения и решений ребенка. Создание условий для осмысления своих поступков, развития самосознания. | Н. Яковлева "Психологическая помощь дошкольнику". «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. |
3 | Развитие речи. | Совершенствовать грамматику и лексику. | Побуждение и поощрение рассуждений вслух об окружающих событиях и впечатлениях. Сказкотерапия. Рассказы по картинке (картинки Радлова). |
4 | Развитие мелкой моторики. | Совершенствовать мелкую моторику. | Творческие задания по изобразительной деятельности. Гимнастика для укрепления мышц кисти руки. |
5 | Обобщения | Обучение выделению существеннных признаков предметов. Обучение классификации, изучение свойств предметов. | Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. |
6 | Произволь-ность | Развитие саморегуляции, волевых качеств. | «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Включение в занятия игр с првилами. |
7 | Вазомоторная активность | Совершенствование соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности | Игры развивающие пространственную координацию; срисовывание. |
Тематический план
№ п/п | Месяц | Тема | Участники |
1. | Ноябрь | Трудное чувство «дружба». Что такое дружба? | Подгруппа 2 |
2. | Дружба-это помощь | Подгруппа 2 | |
3. | Трудности дороги к знаниям | Подгруппа 1 | |
4. | Трудности дороги к Знанию можно преодолеть | Подгруппа 1 | |
5. | Я преодолею трудности | Подгруппа 1 | |
6. | Герои русского фольклора – какие они? | Подгруппа3 | |
7. | Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь | Подгруппа3 | |
8. | «Дорисуй рисунок», графический диктант | Подгруппа 4 | |
9. | Декабрь | «Посмотри сверху вниз» | Подгруппа 5 |
10. | «Свободная классификация» | Подгруппа 5 | |
11. | «Вопрос ребром» | Подгруппа 3 | |
12. | Сила человека – это сила его воли | Подгруппа 6 | |
13. | Сила воли – уметь терпеть | Подгруппа 6 | |
14. | «Привет, компьютер!» | Подгруппа 7 | |
15. | «В мире лабиринтов» | Подгруппа 7 | |
16. | Январь | Кто такой настоящий друг? | Подгруппа 2 |
17. | В стране Знаний | Подгруппа 1 | |
18. | МАК «Я и все-все-все» | Подгруппа 3 | |
19. | Соедини! | Подгруппа 4 | |
20. | Чем похожи и чем отличаются | Подгруппа 5 | |
21. | Узнай эмоцию! | Подгруппа 6 | |
22. | Февраль | В стране Знаний | Подгруппа 1 |
23. | С кем я хочу дружить | Подгруппа 2 | |
24. | Последовательные картинки | Подгруппа 3 | |
25. | Лепим картины | Подгруппа 4 | |
26. | Третий лишний | Подгруппа 5 | |
27. | «Мы – артисты!» | Подгруппа 6 | |
28. | Рисуем человека | Подгруппа 7 | |
29. | Март | В стране Знаний | Подгруппа 1 |
30. | Какие чувства мешают дружить | Подгруппа 2 | |
31. | Страна сказок | Подгруппа 3 | |
32. | Бусинка к бусинке | Подгруппа 4 | |
33. | Так бывает или нет? | Подгруппа 5 | |
34. | Узоры и волшебные лесенки | Подгруппа 6 | |
35. | Копируем | Подгруппа 7 | |
36. | Мне скоро в школу | Подгруппа 1 | |
37. | Апрель | Дружба | Подгруппа 2 |
38. | «Вопрос ребром» | Подгруппа 3 | |
39. | Живые картинки на песке | Подгруппа 4 | |
40. | Угадай, что это? | Подгруппа 5 | |
41. | Сила воли – уметь терпеть | Подгруппа 6 | |
42. | «В мире лабиринтов» | Подгруппа 7 | |
43. | Школьник и дошкольник | Подгруппа 1 | |
44. | Оцени поступок | Подгруппа 2 | |
45. | Май | Живые картинки на песке | Подгруппа 3 |
46. | Живые картинки на песке | Подгруппа 4 | |
47. | Сыщик | Подгруппа 5 | |
48. | «Волшебный сон» | Подгруппа 6 | |
49. | Арт-урок | Подгруппа 7 | |
50. | Мне скоро в школу | Подгруппа 1 |
Содержание изучаемых тем
№ п/п | Месяц | Тема | Программные задачи | Дидактический материал, оборудование |
1. | Ноябрь | Трудное чувство «дружба». Что такое дружба? |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
2. | Ноябрь | Дружба-это помощь |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
3. | Ноябрь | Трудности дороги к знаниям |
го и мышечного напряжения. | Демонстрационный:
Раздаточный:
|
4. | Ноябрь | Трудности дороги к Знанию можно преодолеть |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
5. | Ноябрь | Я преодолею трудности |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
6. | Ноябрь | Герои русского фольклора – какие они? |
го напряжения, мышечное расслабление | Демонстрационный:
Раздаточный:
|
7. | Ноябрь | Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
8. | Ноябрь | «Дорисуй рисунок», графический диктант |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
9. | Декабрь | «Посмотри сверху вниз» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
10. | Декабрь | «Свободная классификация» (игровые задания по методике Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник) |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
11. | Декабрь | «Вопрос ребром» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
12. | Декабрь | Сила человека – это сила его воли |
| Демонстрационный:
|
13. | Декабрь | Сила воли – уметь терпеть |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
14. | Декабрь | «Привет, компьютер!» Срисовывание |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
15. | Декабрь | «В мире лабиринтов» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
16. | Январь | Кто такой настоящий друг? |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
17. | Январь | В стране Знаний |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
18. | Январь | МАК «Я и все- все-все» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
19. | Январь | Соедини! |
| Раздаточный:
|
20. | Январь | Чем похожи и чем отличаются |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
21. | Январь | Узнай эмоцию! |
| Демонстрационный:
|
22. | Февраль | В стране Знаний |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
23. | Февраль | С кем я хочу дружить |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
24. | Февраль | Последовательные картинки |
| Демонстрационный материал:
|
25. | Февраль | Лепим картины |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
26. | Февраль | Третий лишний |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
27. | Февраль | «Мы – артисты!» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
28. | Февраль | Рисуем человека |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
29. | Март | В стране Знаний |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
30. | Март | Какие чувства мешают дружить |
| Демонстрационный:
|
31. | Март | Страна сказок |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
32. | Март | Бусинка к бусинке |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
33. | Март | Так бывает или нет? |
| Демонстрационный:
|
34. | Март | Узоры и волшебные лесенки |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
35. | Март | Копируем |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
36. | Март | Мне скоро в школу |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
37. | Апрель | Дружба |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
38. | Апрель | «Вопрос ребром» |
| Демонстрационный:
|
39. | Апрель | Живые картинки на песке |
| Демонстрационный:
|
40. | Апрель | Угадай, что это? |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
41. | Апрель | Сила воли – уметь терпеть |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
42. | Апрель | «В мире лабиринтов» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
43. | Апрель | Школьник и дошкольник |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
44. | Апрель | Оцени поступок |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
45. | Май | Живые картинки на песке |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
46. | Май | Живые картинки на песке |
| Демонстрационный:
|
47. | Май | Сыщик |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
48. | Май | «Волшебный сон» |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
49. | Май | Арт-урок |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
50. | Май | Мне скоро в школу |
| Демонстрационный:
Раздаточный:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психологическая подготовка к школе"
Консультация для родителей...
Психологическая подготовка к школе.
Консультация для родителей....
Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)
Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...
тренинг детско-родительских взаимоотношений в рамках работы по преемственности между дошкольной и школьной ступенью обучения и психологической подготовки к школе "Школа нашими глазами"
Работа с детско-родительскими группами в технике коллажа...
Занятие по психологической подготовке к школе "Буратино собирается в школу"
Цель: психологическая подготовка детей к школе. Задачи: Образовательные: - упражняться в поиске закономерностей: наличие элементов, из которых складывается закономерность по определенному правилу...
План-конспект занятия по психологической подготовке к школе детей подготовительного возраста "Я - первоклассник".
Психологическая подготовка детей к обучению в школе (упражнения и игры)....
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!
Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практик...