психогимнастика
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
картотека упражнений по психогимнастике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_po_psihogimnastike.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по психогимнастики .
Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).
Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.
В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.
Основные достоинства психогимнастики:
- игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
- сохранение эмоционального благополучия детей;
- опора на воображение;
- возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
- опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
- преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
- создание возможности для самовыражения;
- развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Учим расслабляться.
— тряпичная кукла. Покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует, как двигаются ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и отпустите их. Пусть дети повторят. После работы с куклой предложите детям стать тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и отпускайте.
— сонный котенок. Предложите дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд.
— уставший пес. Предложите ребятишкам показать уставшего пса. Пусть немного наклонятся и пройдут наклоненными по кругу. Ноги должны почти не отрываться от пола, голова опущена. Затем пес садится и засыпает.
Учим выражать разные эмоции.
Главной задачей на этом этапе является стимулирование детей к показу названных в этюдах эмоций. Если в этюде участвует одно действующее лицо, то можно участвовать всем детям одновременно. Взрослый должен читать стихотворение. Со временем дети его выучивают наизусть.
— Предложите детям отыграть этюд «Непослушный Саша». В нем участвуют три ребенка.
Саша не хочет слушаться маму,
Саша капризный и очень упрямый.
Мама ему говорит одеваться,
Саша идет с полотенцем купаться.
Папа собрался с сыночком гулять,
Саша быстрей собирается спать.
Мама не знает и папа не знает,
Когда же их мальчик послушнее станет.
— Этюды «Даша и кукла Катюшка» и «Вова и щенок» предназначен для показа одним ребенком. Пусть все девочки по очереди побывают в роли Даши, а мальчики – в роли Вовы.
Куклу подарили Даше,
Даша очень-очень рада.
Даша прыгает и скачет,
И уже два дня не плачет!
Даша кукле шьет одежку,
Даша куклу кормит с ложки.
Лучше всех ее Катюшка –
Кукла – лучшая игрушка!
— Вове щенка подарили — он рад!
Он с ним играет и бегает в сад.
Любит щенка он сильней, чем игрушки,
Он даже спит на одной с ним подушке.
— Этюд «Щенок удивляется». В этюде участвует один ребенок.
Всему на свете удивляется щенок,
Зачем носить перчатки людям и носок?
Зачем с утра хозяин умывается
И каждый день куда-то собирается?
Зачем летают мухи, пчелки, птички
И почему едят жучков синички?
Все непонятно малышу, но интересно!
Он вырастет – и будет все известно!
Модели желательного и нежелательного поведения (выражение негативных эмоций, сравнение разных моделей поведения).
— «Мама огорчена». Петя разбросал игрушки. Мама вечером просит его собрать игрушки, а Петя не хочет. Мама огорчена, она смотрит на Петю и качает головой. Петя не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки?
— «Лена помогла собачке». Песик Тузик бежал по огороду и поранил лапку. Он жалобно завыл, лег на траву и стал лизать больную лапку. Коля увидел Тузика, посмотрел на его лапку и побежал играть в футбол. Через время песика увидела Лена. Она заметила, что он лижет лапку, помазала ее зеленкой и забинтовала. Тузик в благодарность лизнул Лену в щечку.
— «Костя посадил дерево». Костя приехал в деревню к дедушке. Дедушка встал рано утром и пошел в огород. Костя побежал вслед за дедушкой и увидел, что дедушка копает ямки и собирается садить деревья. Костя попросил дедушку разрешить ему посадить самому дерево. Дедушка разрешил посадить вишню. Костя очень обрадовался. Он выкопал ямку, налил в нее воды, поставил саженец и закопал ямку. Ура, Костя посадил первое дерево в своей жизни!
Упражнение «Белоснежка и гномы».
«Душистые цветы» (игровое упражнение на напряжение и расслабление мышц рук) .
«Шагают ножки по лесной дорожке» (игровое упражнение на напряжение-расслабление мышц ног) .
«Чужой» (игровое упражнение на напряжение – расслабление мышц туловища) .
«Кто здесь? » (игровое упражнение на напряжение-расслабление мышц шеи)
«Встреча с Белоснежкой» (игровое упражнение на напряжение- расслабление мышц лица) .
Я рас-слаб-ля-юсь… и ус-по-каи-ва-юсь…
Мои руки расслабленные, как жидкое тесто… теплые, как под струей теплой воды… неподвижные.
Мои ноги расслабленны… теплые… неподвижные…
Мое туловище расслаблено… теплое… неподвижное…
Моя шея расслаблена… теплая… неподвижная…
Мое лицо расслаблено… теплое… неподвижное…
Свежесть и бодрость наполняют меня…
Уходит чувство расслабленности из рук… ног… туловища… шеи… лица…
Мои мышцы отдохнули… они легкие, как воздушный шарик…
Я буду со всеми приветливым, бодрым…
Мое дыхание углубляется, становится чаще…
Я чувствую, как прохлада охватывает мое лицо, будто приятный ветерок обдувает меня…
Приятный холодок побежал по шее… плечам… спине… Я словно принял прохладный освежающий душ…
Чувствую, что моя кожа стала «гусиной»… По телу «побежали мурашки»…
Младшая группа дошкольников
Игра «Запомни свою позу»
Цель игры: развитие моторной памяти.
Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится - возвращаются на свои места и становятся в те же позы.
Игра «Сова»
Цель игры: развитие самоконтроля.
Дети выбирают ведущего и сову, которая садится в гнездо и под музыку спит. Малыши начинают произвольно бегать и прыгать. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает «летать». Все игроки сразу должны замереть. Кто шевельнется или засмеется - становится совой. И игра продолжается.
Этюд «Тише!»
Цель: развитие волевой саморегуляции.
Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Кротость»
Цель этюда: выражение удовольствия, радости.
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.
Этюд «Собака лает и хватает за ноги»
Цель этюда: выражение страха.
Ребенок гуляет. Мимо на поводке ведут собаку, которая лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать к его ногам. Звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Игра «Шарфики»
Цель игры: расслабление мышц шеи.
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, завязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейки.
Средняя группа дошкольников
Этюд «Отдай»
Цель этюда: тренировка выразительности жеста
Ребенок требует отдать ему игрушку. Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями вверх.
Этюд «Удивление»
Цель этюда: выражение удивления.
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула ... собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки подняты.
Этюд «Любящие родители»
Цель этюда: выражение любви.
В зале звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь, с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам также тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица смотрит на них ласково, с любовью. Выразительные движения: сложить перед собой руки, охватывая пальцами локоть другой руки, методично покачиваясь под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Этюд «Сердитый дедушка»
Цель этюда: выражение гнева.
К дедушке в деревню приехал внук и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что внук пошел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с ним? Мимика: нахмуренные брови. Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема Дедушки.
Этюд «Хочу и все»
Цель этюда: выражение глупого упрямства.
Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить спортивные тапочки. В том же магазине продавались двухколесные велосипеды.
- Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик.
Мама показала ему кошелек и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.
- А мне что до этого! - Громко закричал мальчик и даже топнул ногой.
- Хочу и все!
Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потащила мальчика за руку, чтобы выйти с ним скорее из магазина, но он подогнул под себя ноги и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке. И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками по нему.
Старшая группа дошкольников
Игра «Вот так позы!»
Цель игры: развивать наблюдательность.
Игроки становятся в различные позы. Ведущий должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Игра «Тень»
Цель игры: та же.
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого ребенка, который может сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.
Этюд «Зачарованный ребенок»
Цель этюда: адекватное использование жеста.
Ребенка очаровали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления (шкаф, стол, внизу, вверху, там и т.п.).
Этюд «Вежливый мальчик»
Цель этюда: выражение вежливости.
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчик.
Этюд «Спать хочется»
Цель этюда: расслабление мышц. Мальчик попросил отца, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше его клонит в сон. Он долго борется со сном, но в конце засыпает.
Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови подняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Подготовительная группа дошкольников
Этюд «Возьми и передай»
Цель этюда: тренировка выразительности движений.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу некий воображаемый предмет. Сбоку, несмотря на движения детей, должно складываться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
Этюд «Праздничное настроение»
Цель этюда: выражение радости.
Дети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-го акта оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо группы, стоящей у стены, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить, что они в праздничной одежде идут на праздник. Настроение у них радостное, праздничный). Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова поднята, на лице - улыбка.
Этюд «Капитан»
Цель этюда: выражение смелости, уверенности.
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
Этюд «Нахал»
Цель этюда: выражение наглости.
Мальчик с гармошкой сел на скамейку под окнами жилого дома и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: «Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только заснула больная дочка! »-« А мне что? »- сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.
Этюд «Солнышко и облачко»
Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног.
На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.
Литература
- Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н.Башлакова. – Мн.: Технопринт, 2005.
- Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. – М.:»Генезис», 1999.
- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В.М.Минаева. – М.:АРКТИ, 1999.
- Семенкова, С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С.И.Семенкова. – М.: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В.Хухлаева. – М., 1998.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова. – М.: Просвещение, 1995.
- Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Яковлева. – Спб: Валерии СПД, 2001.
Источник: Психогимнастика как средство развития и формирования эмоцио-нального благополучия дошкольников: практический материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 27 с.
Составитель: Н.А.Сердюкова, методист отдела дошкольного воспитания и обучения УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент: А.С.Метелица, заведующая кафедрой управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).
Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...
Психогимнастика "Времена года" для занятий и тренингов психолога с дошкольниками.
Презентация для проведения психогимнастических упражнений на занятиях и тренингах....
Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.
Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...
Психогимнастика
Необходимые материалы для работы с детьми....
ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Это музыкально-ритмическое занятие сэлементами психогимнастики...
Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.
Материал предоставлен для воспитателей ДОУ. В материале содержатся методика проведения игр и занятий по психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...