Консультация по теме:" Профилактика заикания".
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коротаева Светлана Валерьевна

Рекомендовано родителям детей дошкольного возраста и учителям-логопедам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zaikaniya.docx3_.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика заикания - советы родителям.

Правило 1. Если ваша семья ожидает рождения ребенка, проверьте, нет ли в семье родственников с нарушениями речи. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно меньше общался с такими членами семьи. Если сами родители страдают нарушениями речи, необходимо приложить все усилия, чтобы скорректировать речь – в первые годы жизни ребенок копирует речь родителей и близких родственников, поэтому так важно, чтобы вокруг него находились те, с кого можно брать пример.

Правило 2. Говорите при ребенке правильно, четко выговаривая слова (нельзя говорить с     детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение), старайтесь, чтобы ваша речь была плавной эмоционально-выразительной и неторопливой.                                                                             Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами.   Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

Правило 3. Разговаривайте с  ребенком как можно чаще, читайте ему вслух детскую литературу соответствующую возрасту, следя за своей речью. При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом. Следите за тем, чтобы ребенок был внимателен к тому, что вы читаете, если интерес пропадает – это знак, что нужно дать ему передохнуть. Когда ребенок станет старше, поощряйте его собственное желание читать вслух. Вероятность заболевания ребенка, умеющего читать, стремится к нулю.

Правило 4. Работайте над расширением словарного запаса вашего ребенка. Следите за тем, чтобы его речь обогащалась не только названиями предметов и явлений, но и прилагательными, которые сделают речь ребенка более живой и богатой. Предлагайте ребенку сочинять рассказы по картинкам, сравнивать предметы между собой, находить отличия, давать  характеристики. Это даст необходимую тренировку и разовьет речь вашего ребенка.

Правило 5.  Беседуйте с ребенком

Будьте внимательны. Не торопите ребенка, если он хочет что-то вам сообщить или рассказать. Не перебивайте его, дайте закончить рассказ, и только после этого комментируйте. Вполне возможно, что вы слушаете вашего ребенка, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно вы еще и воспитываете его, смотрите телевизор, общаетесь по мобильному телефону.  Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным.

Правило 6.  Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

Уделяйте 20-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

Учите вашего ребенка слушать, давайте понять, как хорошо вы себя ощущаете, когда он вас слушает, реагирует на то, что вы говорите, задает вопросы, предлагает свои варианты решения проблемы. Объясните вашему ребенку, что общение с ним помогает вам находить выход из ситуации, принять правильное решение.

Стремитесь сами своим примером показать, как нужно разговаривать.

Соблюдение этих несложных правил поможет избежать возникновения нарушений речи у ребенка.

Дети с тревожными чертами характера

Эти эмоционально чувствительные, впечатлительные дети очень привязаны к родителям, особенно к матери, остро реагируют на изменение ее настроения, болезненно переживают даже недолгую разлуку с близкими людьми, настороженно относятся ко всему новому, неизвестному. Любое, самое незначительное затруднение вызывает у них растерянность, слезы, удрученность. Они беспокойны, беспричинно обидчивы, часто плохо спят, рано отказываются от дневного сна. Нередко такие дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате или проходить по темному коридору, особенно если там висит зеркало. Страхи возникают легко, быстро закрепляются, наслаиваются один на другой. Тревога может возникать так часто и настолько захватывать ребенка, что он полностью теряет контроль над собой.

Нестандартное поведение детей часто раздражает родителей, они рассматривают особенности своих детей как беспричинный каприз, дурную привычку, которую нужно искоренять и которую можно исправить, стоит только построже и понастойчивее запретить ребенку бояться. Или наказать, или высмеять его за это. К сожалению, такая позиция может разделяться некоторыми педагогами и врачами. Когда ребенок грызет ногти, не хочет есть в детском саду, просит посидеть с ним перед сном, именно от них можно услышать совет - «не давать ребенку воли», объяснение особенностей поведения ребенка «дурным воспитанием».

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, вместе с которыми живет ребенок, уверенны в себе, последовательны и непротиворечивы в своих требованиях, а в семье постоянно спокойная и стабильная обстановка, к чувствам ребенка относятся с уважением, пониманием и сочувствием. Ребенок, постоянно ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро «перерастает» свои страхи.

Дети с ранним речевым развитием

Первые слова у детей с ранним речевым развитием появляются до года, фразовая речь – в 1,6-1,8 года. В 2 года эти дети начинают говорить развернутыми фразами. Говорят много, почти безостановочно. Как правило, раннее речевое развитие ребенка его окружение оценивает положительно. Обычно родителей радуют успехи ребенка, они поощряют его высокую речевую активность, охотно демонстрируют новые речевые достижения ребенка знакомым, вводят сложные слова и грамматические конструкции в повседневную речь.

Однако, появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период речевого развития большое значение имеет поведение и повседневная речь взрослых, с которыми постоянно общается ребенок. Речь родителей во многом становится образцом для ребенка. Мы, безусловно, учим своих детей родному языку, даже не осознавая этого.

Общие правила речевого поведения родителей:

1. Речь должна быть плавной, четкой, умеренной по темпу, спокойной и обязательно эмоционально-выразительной. Даже те мамы, речь которых обычно не отличается особой выразительностью, разговаривая с ребенком, интуитивно стараются интонационно окрашивать свою речь. Речь, лишенная выразительной интонации, остается без внимания, малыши как будто ее не слышат. Дети в раннем возрасте необыкновенно чутки к интонациям взрослого, охотно копируют их.

2. Ребенку следует задавать только конкретные, понятные вопросы, не торопить с ответом, не перебивать и внимательно выслушивать то, что он пытается сказать, при необходимости помогая ему.

3. Обычно в речи взрослых можно заметить разного рода неправильности: мы часто обрываем высказывание на середине, перебиваем сами себя, на ходу переформулируем мысль, особо не заботимся о выборе лексико-грамматических конструкций. Речь, адресованная ребенку, должна быть простой и понятной, с четким проговариванием слов и предложений. Нужно исключить сложные лексико-грамматические обороты, труднопроизносимые слова. Все это облегчает ребенку восприятие содержания речи и построение собственной языковой системы.

4. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

5. Полезно читать детям стихотворные тексты, строго соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов. Полезны игры с ритмическими  движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактика заикания связана прежде всего с охранительным речевым режимом, интенсивность поступающей информации должна быть максимально снижена.

Дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием.

Дети – левши часто эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семье, они плохо переносят резкое изменение окружающей обстановки. Их нельзя отдавать в детский сад без длительного периода адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Консультация на тему:Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.       Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения к...

консультация на тему: "Профилактика гриппа и ОРВИ"

В период эпидемий (особенно при опасных разновидностях гриппа, таких, как свиной грипп) необходимо:◾соблюдать режим учебы и отдыха, не переутомляться, больше бывать на свежем воздухе, спать достаточно...

Консультация на тему: "Профилактика детского травматизма зимой"

В консультации размещён материал для родителей по профилактике детского травматизма зимой. Какие травмы типичны для этого времени года, как их избежать......

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников»Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни совреме...

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: «Профилактика гриппа у детей».

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения....