Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.
статья по коррекционной педагогике на тему
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Уже в древности учёные изучали эту проблему. В наиболее ранних источниках в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата.
Позднее, на рубеже17-18 веков, анатом Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твёрдом нёбе,через которое якобы слизь попадает на язык и затрудняется речь.
Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органах: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот,Шультесс),быстрый выдох(Беккерель),несогласованность процессов мышления и речи(Блюме).
Были и такие авторы, которые говорили о том, что заикание-это «дурная» привычка(БРАЗЕЛЬ),а Денгард говорил,что заикание « воображаемая трудность».
В конце 19в. всё определённое становится мнение ,что заикание –это сложное психофизическое расстройство. Одни авторы считали, что в основе этого расстройства лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А.Гутцман 1879г;А.Куассмауль 1878г. и другие).
Другие исследователи наоборот, указывали. что первичными являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании это лишь следствие этих психологических недостатков (А.Коэн-1878;Г.Д.Неткачёв-1913г. и другие).
Некоторые авторы пытались рассмотреть заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности.
Таким образом, в литературе прошлого можно встретить разнообразные толкования механизмов заикания.
Проблемой заикания занимаются и современные исследователи. Однако, нельзя сказать, что механизм заикания полностью разгадан. Но логично сделать вывод ,учитывая современные исследования и опыт прошлого, заикание относится к числу неврозов.
Многие авторы обращались к проблеме заикания у детей дошкольного возраста.
Так, В.С.Кочергина выделяет у детей ,у которых неуравновешенность поведения проявилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности ,а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности.(1959).
Б.И.Шостак (1963)обнаружила у заикающихся детей значительные нарушения речевой и общей моторики. Она отметила, что помимо судорог в речевом аппарате, у заикающихся детей нередки случаи насильственных движений(тики)в мышцах лица, шеи ,рук.
У заикающихся детей часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. расторможенность или вялость движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе
Консультация для воспитателей...
Проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста и примеры игр по преодолению данных коммуникативных нарушений
Типизация проблемы коммуникации у детей дошкольного возраста и примеры 2,3 игр по преодолению данных коммуникативных нарушений...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»
Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разно...
Проблема заикания у детей дошкольного возраста
Материал для консультирования родителей...
Проблема заикания у детей дошкольного возраста
Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка...
Консультация педагога-психолога для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»
Предоставлен материал для родителей по предотвращению заикания у дошкольников...