Приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к народному творчеству
статья по коррекционной педагогике на тему

Героева Татьяна Викторовна

Эффективность воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ во многом определяется комплексным использованием средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей  дошкольного возраста с ОВЗ

 к народному творчеству.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа.

Цель введения каждого ребенка в родную культуру – не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющем всех людей.

Эффективность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ во многом определяется комплексным использованием средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) и интеграцией содержания предметов эстетического цикла (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд). Это определяется тем, что различные виды искусств, обладая своей спецификой и имея свои выразительно-изобразительные средства, имеют тенденцию к объединению и слиянию, т.е. к синтезу.

Синтез различных видов искусства изначально характерен для фольклора, который должен занимать одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с детьми. Народное искусство особенно близко детям дошкольного возраста: оно соответствует характеру их мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Применительно ко всем видам художественно-творческой деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей.

К этим процессам относятся:

  1. ВОСПРИЯТИЕ, характеризующееся индивидуальными различиями. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими;
  2. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи;
  3. ВООБРАЖЕНИЕ, без которого не возможна ни одна художественно-творческая деятельность и которая в свою очередь развивается в процессе этой деятельности;
  4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТАМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, необходимое для успешного осуществления деятельности, особенно художественной. Возникает оно тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Указанные психические процессы являются основой всех видов художественной деятельности, и развитие их в одном виде деятельности будет положительно сказываться на других. Видимо этим от части объясняется то, что художественно-творческие способности обычно проявляются в комплексе.

Исходя из этого, мы ставим в центр своей педагогической работы по развитию художественного творчества детей с ОВЗ на занятиях взаимосвязь разных видов искусства.

Важными условиями для решения этой задачи являются:

  1. Тесная взаимосвязь со специалистами (воспитатели, дефектолог, психолог, логопед, музыкальный руководитель);
  2. Использование новых программ и методик;
  3. Создание эстетической среды.

Интегрированные формы художественно-творческой деятельности детей наиболее оптимальны для новых условий работы с детьми с ОВЗ.

  • Традиционная народная культура увеличивает знание детей о народной жизни культуре, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир детей и углубляет их взгляд на окружающий мир, даёт много возможностей для самовыражения. Очень важно, что традиционная игра открывает много нового в отношениях между детьми и взрослыми, побуждает их к продуктивному сотворчеству, благоприятно сказываясь на психоэмоциональной сфере тех и других.
  • Активно используем в работе Православный календарь. Это форма народной памяти об истории страны и мира.
  • Освоение традиционной культуры пестования, воспитания, характерной для семьи.
  • Использование литературы. Именно в фольклоре находят своё отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции.
  • В системе культурных ценностей, формирующих духовно-интеллектуальный потенциал общества, значительная роль принадлежит музеям. Самыми первыми для ребёнка могут стать музеи игрушки и декоративно-прикладного искусства России. У нас в группе создан мини-музей, где есть русская печь, колодец с вёдрами, куклы в народных костюмах, колыбель, мельница, много народных игрушек и предметов декоративно-прикладного творчества. Знакомим мы детей и со средневековым искусством (иконы, храмы).

Всё профессиональное искусство вышло из народного искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова.

В работе с дошкольниками с ОВЗ очень важно тесное взаимодействие с родителями воспитанников, поэтому в нашей группе уже 3 года работает клуб «Чадушки». Мы помогаем родителям приобщиться к истокам народного творчества, сделать домашние праздники более яркими и запоминающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества"

В статье "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества" освещены вопросы о необходимости воспитания у детей интереса и любви к рускому народному творчеству....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...