"МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Предварительный просмотр:
Введение
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни детей. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место на протяжении всего дошкольного детства.
При составлении данного пособия учитывались особенности и
образовательные возможности детей с ОВЗ.
Пособие многофункциональное, используется для освоения нового материала и закрепления изученного раннее.
«Математический конструктор» способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлен на умственное развитие дошкольника в целом.
Актуальность
Учебно-наглядное пособие «Математический конструктор» направлено на формирование мотивации для расширения математических и конструктивных представлений у детей с ОВЗ. Может применяться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Основной формой использования пособия является игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, посредством которой он органично развивается. Именно через игровую деятельность можно решить различные образовательные задачи. Использование игрового пособия позволяет активизировать детей, побуждает и стимулирует их к учебной деятельности.
Цель: Развивать элементарные математические представления и конструктивные навыки, используя игровое пособие для детей разновозрастной группы ЗПР.
Задачи:
- совершенствование умения различать геометрические фигуры, цвет,
величину предметов;
- формирование умения ориентироваться в пространстве, использовать
карточки-схемы;
- развитие памяти, мыслительной и речевой деятельности;
- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса ;
- формирование тактильного восприятия, тонкой моторики кистей рук;
- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.
Содержание:
Учебно-наглядное пособие «Математический конструктор» представляет собой наборы плоскостных геометрических фигур для работы на различных поверхностях: на большом настенном ковролине (в кабинете, в группе), на маленьком индивидуальном, на ковролине с изображением сюжета, на магнитных досках и гладких поверхностях. Размер фигур - маленьких (от1,5 см до 7 см) для работы на индивидуальном поле и больших (от 4 см до 20 см) для демонстрационного поля и др. В состав пособия также входят карточки-схемы.
Для поддержания интереса к заданиям можно использовать плоскостные и объемные картинки в 5D изображении. (см. Приложение 6 ). А так же другие игрушки которые привлекают внимание детей с ОВЗ. (см. Приложение 4,5).С помощью «сигнального зайчика» можно «поймать» взгляд ребенка аутиста, затем привлечь его к выполнению задания. (Приложение 7)
Ход игры:
Вариант 1.
«Грузовик». (Приложение 1)
Педагог предлагает участникам игры рассмотреть на демонстрационном поле (магнитная доска) сxему «грузовика»; спрашивает, какой геометрической формы части машины (кузов, кабина, окно, дверь. колеса). Способом наложения выкладывает на схеме соответствующие цветные геометрические фигуры.
Инструкция педагога: «Посмотрите перед вами карточки-схемы и
геометрические фигуры. Предлагаю вам также построить «грузовик»! (если ребенок затрудняется, предлагается помощь).
Вариант 2.
«Домик и грузовик» (Приложение 2)
Задание аналогичное варианту 1.
Вариант 3. (Приложение 3)
«Наш город». Коллективное конструирование.
Задание выполняется на большом настольном ковролине с изображением городского пейзажа (дома, улицы, дорога и пр.) Инструкция педагога: «Что вы видите?» Ответы детей. Педагог: «Чего не хватает на дорогах и улицах города?» Ответы детей. Педагог: «Предлагаю мальчикам
сделать «машины», а девочкам «дома»»! Подвести итог выполненной коллективной работе.
Вариант 4. (Приложение 4)
«Построим ракету». Для поддержания интереса ребенка с ОВЗ к этой игре можно использовать игрушечный кран-манипулятор. Задание можновыполнить используя карту - схему или по замыслу ребенка. (см. Приложение 4).
.
Результат:
В результате использования в работе данного учебно-наглядного пособия у части детей (т. к дети в группе ЗПР с особыми образовательными потребностями) сформировались
- умения различать геометрические фигуры по 3-м признакам
- (форма, цвет,величина),
- ориентировка в пространстве,
- использование карточек-схем,
- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса,
- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.
Список использованной литературы:
- Н.В. Нищева Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. ООО Издательство «Детство-Пресс»,2009. -172 с., илл..
- Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с
коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издат. Центр «Академия», 2003. – 272 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1989. -127 с.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя дет.сада.М.Просвещение,1987.
5. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Математика для дет34л.
Издательство«Ювента»,2008.
6. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Раз- ступенька, Два- ступенька
математика для детей 5-6 лет. Издательство «Ювента»,2006