Песочная терапия -способ общения с самим собой
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике по теме
Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Песочная терапия– способ общения с самим собой
Песочная терапия – способ общения с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода (Карл Густав Юнг – основатель аналитической психотерапии) и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.
Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.
Дора М. Калф (Швейцария) ученица К. Юнга, Ею был разработан терапевтический метод – сэндплэй (sandplay – «игра с песком») вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться в работе со взрослыми.
Главный принцип, положенный ею в основу работы – «создание свободного и защищенного пространства», в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожные, в зримые и осязаемые образы.
В последнее десятилетие прошлого века работа Д. Калф получила признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком используется в работе с детьми и взрослыми
. Данная техника получила широкую известность, и ее применение является привлекательным для многих специалистов.
ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки из песка или не «пек» куличики?
Песок необыкновенный материал, приятный на ощупь, податливый.
Мы погружали руки в песок и удивительные ощущения охватывали нас. Ощущения сказки, в которой ты волшебник или фея и можешь все.
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-то особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Создавая сам или с помощью свой мир на песке ребенок не боится что-то менять, ломать старое, строить новое.
Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Цель песочной терапии – не менять и переделывать ребенка, а дать возможность ему быть самим собой.
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Данный метод позволяет:
- проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
- изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;
- сформировать коммуникативные навыки;
- способствует развитию речи;
- позволяет выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
- позволяет развить и улучшить память, внимание, наглядно-образное мышление, мелкую моторику;
- снизить уровень тревоги и усилить уверенность в себе;
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать ответственнее в своих действиях и поступках;
- и многое другое.
Законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. У нее есть интересное прошлое, наработки в настоящем и перспективное будущее.
КОМУ ПОКАЗАНА (ПОДХОДИТ) ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
ЧАСТО РУКИ ЗНАЮТ, КАК РЕШИТЬ ЗАГАДКУ, С КОТОРОЙ ИНТЕЛЛЕКТ БОРОЛСЯ НАПРАСНО
К.Г. Юнг
Песочная терапия не имеет возрастных или каких-либо других ( имеется ввиду диагноз пациента) ограничений. Единственная оговорка – наличие у пациента аллергии. Тогда вопрос назначения этой терапии в каждом конкретном случае решается индивидуально.
Применение песочницы особенно благотворно с детьми дошкольного возраста. До 3-х лет игра ребенка с песком носит познавательный и развивающий характер. С 3-х лет эта работа носит уже терапевтический, коррекционно-развивающий характер. Часто дети затрудняются в ваыражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи (или ее отсутствия), бедности представлений, задержки психического развития и т.д. Тогда на помощь приходит песочная терапия. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода корреционного воздействия (например, при поведенческих нарушениях невротического характера). В Других случаях – в качестве вспомогательного средства (когда необходимо развить сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Акваметод» и «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей.
Об эффективности использования "акваметода" и "песочной терапии" в период адаптации детей раннего возраста...
«Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей
Материалы статьи знакомят родителей детей раннего и младшего возраста с ролью игр с песком для снятия психоэмоционального напряжения, облегчения степени адаптации к условиям детского сада, развития ко...
Песочная терапия как один из способов снятия тревожности у детей.
Не много истории возникновения песочной терапии и упражнения для снижения психофизического напряжения....
Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...
Песочная терапия для детей – прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе.
Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания к исцелению, трансформации и самосохранению его после...
Песочная терапия для детей – прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не пропала.АктуальностьПочему рисование песком на световом столе приобр...
Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
Использовании песочной терапии как способа снятия эмоционального напряжения, возникающего у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению....