Развитие творческих способностей у людей с ОВЗ средствами изобразительного искусства
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olya1.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у людей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Известный исследователь детского творчества. С. А. Флёрина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им, через слова, картинку и другие виды искусства». Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Выдающиеся педагоги прошлого — И. Т. Песталотци, Я. А. Каменский, Ф. Фребель - и отечественные педагоги, и психологи свидетельствовали: занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. На помощь приходят педагоги дополнительного образования, которые занимаются с детьми индивидуально. Я, Ржевская Ольга Григорьевна, работаю воспитателем в ПНИ № 10 СПб. Более 20 лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Все эти воспитанники являются людьми с ОВЗ и инвалиды, у них разные диагнозы. Общим являются признаки умственной отсталости, нарушение моторно-двигательных функций, отсутствуют или мало развиты навыки самообслуживания, существуют эмоциональные поведенческие проблемы. Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с людьми с ОВЗ и инвалидами учитывает особенности их развития. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить воспитанников навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности. Встречаясь первый раз с воспитанником, я стараюсь найти с ним контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста воспитанника. Выясняю умения и навыки: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал и круг. На последующих занятиях я пытаюсь выяснить художественную одаренность воспитанника посредством различных игр:

  • разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей)
  • сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки)
  • серия «Дополни изображение» (что увидел котёнок)
  • серия «Лото» (что нужно повару, врачу и т. д.) Занятия строятся из 4–5 частей:
  • эмоциональный настрой (это может быть игра, персонаж кукольного театра, эпизод из сказки с нарисованными персонажами.
  • стихотворение или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
  • подготовка руки: пальчиковая гимнастика.
  • объяснение задания.
  • непосредственная работа.

Специфика построения занятий у таких людей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Воспитанники с удовольствием повторяют мои движения и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. И всё же огромное значение в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес воспитанника к изобразительному творчеству.

Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытствам маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно». Для своей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья я выбрала нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребёнку преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно узнать, что шприцами можно рисовать, что можно рисовать и пальчиками, и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Нетрадиционные техники — это толчок к развитию творчества, выражение индивидуальности. Дети с ограниченными возможностями здоровья решают сами какую технику можно использовать для получения того или иного образа. Такое рисование не утомляет детей, работоспособность сохраняется на протяжении всего занятия. Занятия изобразительной деятельность с нетрадиционными техниками и материалами положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, создание бодрого жизнерадостного настроения. В своей работе стараюсь использовать интегрированные виды занятий. Нарисовал ребенок ёлочку — я предлагаю украсить ее разноцветными шариками, вырезанными из бумаги, нарисовал Деда Мороза — борода, шапка, отделка костюма из ваты, так же можно украсить костюм снежинками, выбитыми фигурным дыроколом. Я не навязываю своего мнения, стараюсь подвести ребенка к самостоятельному принятию решения. Во многих семьях есть компьютеры и это очень помогает в работе: мы рассматриваем презентации по теме занятия, подобранные слайды. Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость моего опыта, являются результаты Всероссийских, региональных, городских конкурсов и выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

на тему: Развитие творческих способностей воспитанников посредства использования нетрадиционных техник изобразительного искусства

презентация  на тему:"Развитие творческих способностей воспитанников по средствам использования нетрадиционных техник изобразительного искусства"...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев...

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»

Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...