Преодоление трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
презентация по коррекционной педагогике на тему

Лиджиева Алена Васильевна

преодоление трудностей в коррекционной раб

 

 

 

 

 

 

Преодоление трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР (тяжелые нарушения речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Учитель-логопед

Лиджиева Алена Васильевна

 

 

 

г. Элиста 2017г.

 

(1 слайд)

Сегодня на нашем семинаре я постараюсь поделиться своим опытом работы в области: «Преодоление трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР (тяжелые нарушения речи)».

 

Своё выступление начну с таких слов:

«каждый ребенок-это как проза, стихотворение, которое хочется читать и читать и отдавать ему часть мира, часть себя…»

 (2 слайд)

Кто же такие дети с тяжелыми нарушениями речи?

Это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление их психики.

(3 слайд)

И так или иначе, тяжелые нарушения речи, влияют на жизнь ребенка!

Отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Таким деткам присущи не стойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижена мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, и конечно же в следствии, трудности в общении с окружающими, например в налаживании контактов со сверстниками.

И естественно, требуется целенаправленная коррекционная работа.

(4, 5, 6, 7 слайд)

Я не буду освещать вопросы многообразных причин обуславливающих ТНР, и раскрывать каждое из нарушений, на которые  они подразделяются. В презентации все они раскрыты, а перейду непосредственно к трудностям в коррекционной работе с детьми.

У многих детей с ТНР трудности отмечаются в связи со сложностью структуры дефекта.

В речи детей, отмечаются трудности в формировании грамматического строя речи, затруднения в словообразовании, употреблении предлогов, падежных окончаний, порядка слов в предложении. Так же трудности возникают в формировании звукопроизносительной стороны речи, в дифференциации звуков, в овладении звукобуквенным анализом. Возникают трудности в обучении составлению рассказа по серии картинок, пересказа произведений (сказок) и т.д.

Так же, у большинства детей, проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов.

Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия. Большинство моих воспитанников  логопедической группы находятся под медицинским наблюдением и на педиатрическом активном лечении у педиатра, невропатолога, психиатра.

(слайд 8)

В нашем дошкольном учреждении, непосредственно в коррекционно-логопедической работе успех заключается в строго продуманной системе, суть которой заключается в «логопедизации» всего образовательного процесса, всей жизнедеятельности детей - это тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя.

И от каждого специалиста работающего с данной категорией детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, кроме высокого профессионализма, требуется немалая ответственность, добросовестность, эмоциональность, затрат как душевных, так и физических, терпения, творчества, преданности своему делу.

(слайд 9)

В своей работе с детьми с ТНР для преодоления трудностей возникающих, так или иначе, в образовательном процессе, заставило задуматься меня над путями совершенствования методов обучения для повышения эффективности, продуктивности логопедической работы.

Эта проблема натолкнула меня использовать на ряду с традиционными, инновационные технологии.

К инновационным технологиям сегодня можно отнести такие как :

Арт-терапия

Информационные техники

Су-Джок терапия

Современные технологии сенсорного воспитания

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

Телесно-ориентированные техники.

(слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15)

В традиционные коррекционные занятия стараюсь привнести современные методы и приемы работы, что позволяет в моей практике преодолевать трудности в коррекционной работе с детьми с ТНР.

На занятиях выполняем упражнения с предметами: пуговицами, камешками, прищепками, орехами, различными крышками, использую для развития мелкой моторики методику Марии Монтессори, методы из современной сенсорной терапии (перебирание фасоли и гороха, сортировка и нанизывание на веревочку различных макарон, игры с крупами, выкладывание из цветных палочек и пуговиц различные изображения).

 Использую различные массажеры для рук, су-джок терапия (колечки для массажа, шипованные мячики и т.д.).

 Не так давно стала использовать в работе упражнения биоэнергопластики, этот метод относится к телесно-ориентированной технике (раньше эти упражнения вызывали большие затруднения при выполнении у детей моей группы).

С целью предупреждения утомления на занятиях и психологической комфортности детей часто использую музыкотерапию (ляжем на спину и расслабимся, послушаем прекрасную музыку, помечтаем под нее и т.д.)

Использование компьютерных технологий в коррекционном процессе так же помогает в преодолении трудностей  ( для многих детей это наиболее привлекательная форма работы).

Так же в своей работе применяю некоторые приемы арт-терапевтической технологии, в частности куклотерапию. Нередко кукла в моей руке помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребенка.

Широко использую креативную игротерапию (игры с крышками), хромотерапию (упражнения для релаксации на основе свойств света и цвета), крупотерапию и песочную терапию.

(слайд 16)

Играем с детьми в «сухие бассейны», у меня они оформлены как контейнеры по 9-10 литров каждый, которые наполнены разными видами круп. Изначально их я использовала для активизации речевой деятельности, предлагая ребенку запустить в него руки, и играя вместе с ним мы набирали то в один кулачек крупу, то в другой, так происходило первоначальное знакомство с крупой.

 На данном этапе работы я использую эти контейнеры как одну из технологий формирования лексической стороны речи детей (применяю различные словесные игры  для развития лексикона, закрепляю с помощью «сухих бассейнов» лексические темы).

(слайд 17)

Так же в преодолении трудностей в работе с детьми с ТНР не последнюю роль играет семейное воспитание. Активное включение семьи ребенка в коррекционно-развивающий процесс является одним из основных принципов логопедической работы, обеспечивая ее эффективность. И в этом направлении работу веду в тесном контакте с родителями, которые дома закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях. Стараюсь максимально заинтересовать родителей, активно включить в коррекционно-образовательный процесс. Хотелось приобрести в лице родителей помощников, союзников, но к сожалению не все откликаются, и результативность работы «на лицо».

(слайд 18)

Таким образом, в своей практике по преодолению трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР эффективно использую современные технологии. Наблюдаю положительные результаты: в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции поведения, произвольного внимания, психической активности в целом, появления мотивации к речевой деятельности и заинтересованности в образовательном процессе, устранения нарушений в коммуникациях.

(слайд 19)

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

оте с детьми с ТНР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преодоление трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР. ( с тяжёлыми нарушениями речи) Учитель-логопед Лиджиева А.В.

Слайд 2

Дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Слайд 3

ТНР- влияет на жизнь ребенка. Отклонения в эмоционально-волевой сфере, детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, в следствии трудности в общении с окружающими.

Слайд 4

Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения( ринолалия ) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

Слайд 5

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи . ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

Слайд 6

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизношении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

Слайд 7

Нарушения темпо-ритмической организации речи . ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

Слайд 9

Использование современных технологий и инновационных методик для преодоления трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР: АРТ-терапия Информационные техники Су- Джок терапия Современные технологии сенсорного воспитания Современные технологии логопедического и пальцевого массажа Телесно-ориентированные техники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

монтессори

Слайд 3

Су Джок терапия массажеры биоэнергопластика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ музыкотерапия

Слайд 2

куклотерапия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сухие бассейны

Слайд 4

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

преодоление трудностей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР...

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе воспитателя с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)»

     Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике. Активное внедрение интерактивных игр и других...

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...