Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 19.79 КБ |
prezentatsiya_04.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд Готовность детей к школьному обучению, предполагает определенный уровень развития психических процессов, обеспечивающих включение ребенка в новую для него систему социальных отношений, а также успешное овладение чтением, счетом, письмом, решением арифметических задач. Обучение ребенка, по Л.С. Выготскому, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Эти функции развиваются в процессе обучения, которое идет впереди развития. Период созревания соответствующих функций является самым оптимальным периодом для соответствующего вида обучения.
2 слайд В последнее время возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. Одной из причин школьной дезадаптации является недостаточная сформированность коммуникативной деятельности дошкольников. В связи с этим возникает необходимость создания определенных педагогических условий и приёмов формирования компонентов коммуникативной готовности к школе и внедрения их в структуру программы ДОУ.
3-4 таблицы.
5 слайд.
Тема зарождения и становления коммуникативных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных явлений среди молодежи наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.). Накладывают свой отпечаток на детей в раннем и дошкольном детстве. На ранних этапах развития общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование отношений.
6 слайд
В последнее время в семьях наших детей произошли коренные изменения. Перед родителями остро встала проблема общения с ребенком. Они много работают, все меньше уделяя внимания детям. Члены семьи все чаще жалуются на трудности общения, непонимание, душевную черствость. Дети скучают по родителям, по-своему переживая духовное одиночество. В детских учреждениях все острее встает проблема дисциплины. Растет число неуправляемых детей, не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых. Эти дети лишаются навыков общения, становясь все более одинокими.
7 слайд Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Учитывая возрастные возможности дошкольников, мы говорим об элементарных навыках и знаниях о стилях общения, методах, приемах и средствах коммуникации.
8 слайд
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы, препятствует овладению знаниями. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; при этом одним из диагностических признаков у детей с ЗПР выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим. Результатом является общее отставание в социальном развитии.
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.). У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей…
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.
Большинство детей с задержкой психического развития живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко.
Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи
10 слайд
При разработке комплекса педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ЗПР следует придерживаться следующих пунктов:
– совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с ЗПР с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;
– развивать социальный интеллект дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;
– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;
– развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность. Психокоррекционную работу возможно организовать и обеспечить средствами игротерапии, психотренингов, групп общения. Психологу и педагогам совместными усилиями придется:
проанализировать стиль общения самих взрослых (родителей, педагогов): не являются ли они причиной отрицательных эмоциональных и поведенческих проявлений в отношении учебной ситуации, других людей;
– закреплять в духовном сознании ребенка с ЗПР групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения (например, организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы, поздравления с днем рождения);
– целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;
– включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;
– одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;
– обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
- проведение коммуникативных игр, направленных на развитие навыков общения у детей с ЗПР.
11 слайд. Примерный план-сетка использования в работе с детьми с ЗПР коммуникативных игр.
Месяц | Задачи | Игры |
Ноябрь | Создание доброжелательной атмосферы, установление контакта, формирование положительной мотивации к деятельности, развитие эмпатии, внимания друг к другу, наблюдательности | Игры-приветствия, «снежный ком», «Встаньте, кто…», «что изменилось», «Моё настроение», «Эмоции героев», «Сижу, сижу на камушке» |
Декабрь | Развитие невербальных средств общения, понимания друг друга и чувствования Снятие напряжения, развитие группового единства | «Передача чувств», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Интонация», «Менялки игрушек» «Дождь в лесу», «Мыльные пузыри», «Рисование», «Клеевой дождик», «Путаница» |
Январь | Развитие произвольности поведения Развитие способности к сопереживанию, отзывчивости, умения находить выход из ситуации, сотрудничать | «Давайте поздороваемся», «повтори за мной», «Шапка-невидимка» «Гномики», «Игрушка», «Меняемся пуговицами», «От спины к спине» |
Февраль | Развитие умения действовать по правилам, умения слушать Развитие вербального общения, совместной деятельности, учить детей играть в сюжетные игры по правилам | «Да и нет не говори», «Запрещённое движение», «Летят – не летят», «Это и хорошо, и плохо» «Найди пару», «Хитрая лиса», «Весёлый колпачок», «Самовар», «Займи домик» |
Март | Развивать навыки сотрудничества в сюжетно-ролевых играх | «Магазин игрушек», «День рождения куклы», «Школа» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Месяц Задачи Игры Ноябрь Создание доброжелательной атмосферы, установление контакта, формирование положительной мотивации к деятельности, развитие эмпатии, внимания друг к другу, наблюдательности Игры-приветствия, «снежный ком», «Встаньте, кто…», «что изменилось», «Моё настроение», «Эмоции героев», «Сижу, сижу на камушке» Декабрь Развитие невербальных средств общения, понимания друг друга и чувствования Снятие напряжения, развитие группового единства «Передача чувств», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Интонация», «Менялки игрушек» «Дождь в лесу», «Мыльные пузыри», «Рисование», «Клеевой дождик», «Путаница» Январь Развитие произвольности поведения Развитие способности к сопереживанию, отзывчивости, умения находить выход из ситуации, сотрудничать «Давайте поздороваемся», «повтори за мной», «Шапка-невидимка» «Гномики», «Игрушка», «Меняемся пуговицами», «От спины к спине» Февраль Развитие умения действовать по правилам, умения слушать Развитие вербального общения, совместной деятельности, учить детей играть в сюжетные игры по правилам «Да и нет не говори», «Запрещённое движение», «Летят – не летят», «Это и хорошо, и плохо» «Найди пару», «Хитрая лиса», «Весёлый колпачок», «Самовар», «Займи домик» Март Развивать навыки сотрудничества в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «День рождения куклы», «Школа»
. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...
Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...
Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется ...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...
Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...
Консультация для родителей “Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника с ОНР – залог успешного обучения в школе “
Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отноше...