Игротека для родителей и детей по формированию у дошкольников грамматического строя речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
В игротеке представлены методические рекомендации для родителей дошкольников и задания, направленные на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Можно предложить родителям подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.
Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр-соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машинку, кубики.
- Выделенные слова родители обязательно должны четко произносить в качестве примера.
- Усвоенные грамматические формы желательно сразу же вводить в связную речь ребенка, исправляя грамматические ошибки в повседневном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игротека для родителей и детей по формированию у дошкольников грамматического строя речи | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротека для родителей и детей по формированию у дошкольников грамматического строя речи
В игротеке представлены методические рекомендации для родителей дошкольников и задания, направленные на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Можно предложить родителям подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.
Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр-соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машинку, кубики.
- Выделенные слова родители обязательно должны четко произносить в качестве примера.
- Усвоенные грамматические формы желательно сразу же вводить в связную речь ребенка, исправляя грамматические ошибки в повседневном общении.
1. Учим ребенка образовывать уменьшительные имена существительные. Поиграйте в игру с мячом «Ласковые имена», научите ребенка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.
Валя — Валечка Таня Вова Петя Рая Костя Соня Дима Катя и т.д.
Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?» Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.
Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».
Голова — головка, шея, нос, ресницы, спина, рот, колено, живот и т.д.
Проведите игру с мячом «Большой — маленький». Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.
Стол-столик диван-диванчик полка-полочка
2. Учим ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Проведите игру с мячом «Один и много». Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.
Стакан-стакан слива-сливы кольцо-кольца
3. Учим ребенка использовать имена существительные в родительном падеже. Проведите игру с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. — А у меня нет помидора; У меня есть кубик. — …; У меня есть мяч. — …; У меня есть обруч. — …; У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.; У меня есть подушка. — …; У меня есть коляска. — …; У меня есть лента. — …
У меня есть ведро. — А у меня нет ведра; У меня есть кольцо. — …; У меня есть колесо. — …; У меня есть полотенце. — …
4. Обучаем ребенка образованию формы дательного падежа имен существительных. Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.
Поварешка нужна повару.
Кисть нужна… (художник).
Гаечный ключ нужен… (шофер).
Иголка нужна… (швея).
Лопата нужна… (садовник).
Указка нужна… (учитель).
5. Продолжаем обучать ребенка образованию формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения. Можно провести игру с мячом «Кого угостим?» Ребенок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.
Травой угостим корову.
Морковкой угостим… (кролик).
Косточкой угостим… (собака).
Молоком угостим… (корова).
Пшеном угостим… (курица).
Овощами угостим… (свинья).
6. Упражняем ребенка в образовании формы творительного падежа имен существительных. Предлагаем ответить на вопросы.
Чем дворник подметает улицу? (метла)
Чем медсестра делает укол? (шприц)
Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)
Чем повар режет морковь? (нож)
Чем садовник рыхлит землю? (грабли)
Чем маляр красит стены? (кисть)
Чем столяр строгает доски? (рубанок)
7. Учим ребенка считать до трех и согласовывать числительные с существительными. Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один баклажан…; Один стакан…; Один карман…
Одна груша, две груши, три груши.
Одна чашка…; Одна ложка…
Одно ведро, два ведра, три ведра.
Одно кольцо…; Одно дерево…
8. Учим ребенка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.
Две вилки. — Пять вилок; Две чашки…; Две ложки…; Две шапки…; Две крышки…
9. Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.
Чашка стоит на столе.
Цветок стоит в голубой вазе.
Стул стоит у стены.
Мяч закатился под стол.
Лампа висит над крыльцом.
Котенок спрятался за кресло.
Книга упала со стола.
10. Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).
Дедушка сидит в кресле.
Книги лежат … полке.
Дерево растет … забора.
Щенок залез … кровать.
Солнце поднялось … морем.
11. Учим ребенка использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными. Предлагаем подобрать как можно больше определений к каждому предмету:
помидор — красный, круглый, вкусный, сочный; огурец, мяч, нож, кубик.
морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая; репа, кукла, шуба…
солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое; ведро, блюдце, яблоко, дерево, лицо…
12. Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прилагательными. Учим образовывать относительные прилагательные.
Стакан из стекла — стеклянный; Стол из дерева — …
Коробок из картона — картонный; Сок из лимона — …
Кофта из шерсти — шерстяная; Дорожка изо льда — …
Сапоги из резины — резиновые; Бусы из рябины –…
13. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»: длинная (дорога) широкая, маленькое, большая, короткий, низкое, узкая, высокий, круглое, желтая, овальное.
14. Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением.
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст…; Суп горячий, а мороженое…; Река длинная, а ручей…; Книга толстая, а тетрадь…; Дорога широкая, а тропинка…; Орехи крупные, а семечки…; Папа молодой, а дедушка…
15. Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:
Небо синее, а море еще синее.
Тропинка длинная, а дорога еще…
Вечер темный, а ночь еще…
Я сильный, а папа еще…
16. Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных по образцу:
хвост лисы — лисий хвост; нос лисы — …; глаза лисы — …; усы лисы — …; лапа лисы — …; ухо лисы — …
лай собаки — собачий лай; след собаки — …; шкура собаки — …; лапа собаки — …; глаза собаки — …; чутье собаки — …
пасть медведя — медвежья пасть; голова медведя — …; нос медведя — …; хвост медведя — …; лапы медведя — …; тело медведя — …
17. Упражняем ребенка в образовании относительных прилагательных:
сок из вишни — вишневый сок; варенье из сливы — …; повидло из айвы — …; компот из апельсина — …
котлеты из моркови — морковные котлеты; салат из свеклы — …; икра из баклажана — …; сок из огурца — …
18. Обучаем ребенка изменению глаголов по числам. Предлагаем сказать по образцу:
Он сидит. — Они сидят.; Он лежит. — Они…; Он строит. – Они…; Она рисует. — Они…; Она играет. — Они…
19. Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошедшем времени. Предложите сказать по образцу:
Он пел. — Она пела. — Они пели.
Он сидел. — Она…. — Они…; Он танцевал. — Она…. — Они…
Он рисовал. — Она…. — Они…; Он строил. — Она…. — Они…
20. Упражняем ребенка в образовании глаголов с противоположным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:
надевать — снимать; наливать — …; завязывать — …; зашнуровывать — …; насыпать — …
21. Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные. Предложите послушать высказывания и ответить на вопросы.
У папы есть сын. Чей это сын? (Папин.)
У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?
У мамы есть шуба. Чья это шуба?
У тети есть туфли. Чьи это туфли?
У Сережи есть пальто. Чье это пальто?
У бабушки есть очки. Чьи это очки?
У дедушки есть кресло. Чье это кресло?
У дяди есть машина. Чья это машина?
22. Учим ребенка образовывать наречия от прилагательных. Предложите закончить высказывания.
Конь скачет (быстрый) быстро.
Черепаха ползет (медленный)…
Собака лает (громкий)…
Звонок звенит (звонкий)…
Ветер дует (сильный)…
Самолет улетел (далекий)…
Воздушный змей поднялся (высокий)…
23. Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы:
Как зовут маму котенка? — Кошка.
Как зовут папу котенка? — Кот.
Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята.
Как назвать усы кошки? – Кошачьи.
Как назвать маленького кота? — Котишко.
Как назвать большого кота? — Котище.
Как называется комок из снега? — Снежок.
Как называют фигуру из снега? — Снеговик.
Как называются хлопья снега? — Снежинки.
Как называются первые весенние цветы? — Подснежники.
Как называют явление, когда выпадает много снега? — Снегопад.
Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? — Заснеженный.
24. Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов. Предложите подумать, как можно сказать по-другому:
бросать — кидать — швырять — метать; идти — плестись — тащиться — ползти; бежать — нестись — лететь — мчаться; тянуть — тащить — волочить; плакать — реветь — выть — рыдать
имя — прозвище — кличка — название; доктор — врач — лекарь; волшебник — колдун — чародей; буря — ураган — буран — шторм; холм — бугор — горка — курган — возвышенность
толстый — жирный — пухлый; трудный — тяжкий — тяжелый; главный — основной — первостепенный; маленький — малый — крошечный — крохотный — мелкий — небольшой; интересный — забавный — занятный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
Целью методических рекомендаций для родителей направлены на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими осно...
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Формирование у дошкольников грамматического строя речи
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Формирование у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр.
Тема: Формирование у дошкольников грамматического строя речи с помощью дидактических игр....
Картотека методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи
Картотекаметодических рекомендаций для родителейпо формированию у дошкольниковграмматического строя речи...
рекомендации для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи
методические рекомендации для родителейпо формированию у дошкольниковграмматического строя речи...
Игротека речевых упражнений на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи
Предлагаю игротеку речевых упражнений на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи....