ИОМ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад №6 "Дюймовочка"
Индивидуальный маршрут развития на ребенка подготовительной группы №9 «Непоседы»
(ФИ ребенка)
Воспитатель: А.В.Андриянова
Сентябрь
Проблема: недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
- расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Длительность: 15 минут
Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка
Игровое упражнение «Один-много. »
Задачи: Закрепить понятия «один-много», упражняя в образовании названий животных единственного и множественного числа.
Ход: Педагог предлагает назвать одного животного – много животных.
Еж – ежи Лиса- лисы
Игровое упражнение «Опиши животное».
Задачи: Упражнять в умении составлять короткий описательный рассказ о животных.
Ход: Педагог предлагает рассказать о животных, используя план рассказа.
Где живет животное?
Как зимует?
Чем питается?
Как называют детенышей?
Кто враги?
Как спасается от врагов?
Игровое упражнение «Где кто находится»
Задачи: Развивать умение ориентироваться в пространстве, употреблять в речи понятия «между», «за», «перед».
Ход: Педагог предлагает рассказать, кто находится слева от медведя, кто находится перед лисой, между зайцем и лисой.
Игровое упражнение «Длинный или короткий»
Задачи: Развивать умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.
Ход: Педагог предлагает рассмотреть животных и сказать
У зайца уши … длинные, а у медведя … короткие.
У лисы хвост… длинный, а у зайца … короткий.
У белки ноги… короткие, а у волка… длинные.
У ежика ноги … короткие, а у зайца … длинные.
У медведя уши … короткие, а у зайца … длинные.
Игровое упражнение «Кого увидел в лесу Колобок».
Задачи: Упражнять в составлении простых предложений. Усвоение категории родительного падежа.
Ход: Ребенок по просьбе педагога должны сказать, кого видел в лесу.
Колобок увидел в лесу лису.
Колобок увидел в лесу волка.
Колобок увидел в лесу медведя.
Игровое упражнение «Где звери живут? »
Задачи: Упражнять в употреблении в речи предлога в. Учить отвечать на вопросы полным ответом.
Ход: Педагог поочередно показывает на животных и предлагает рассказать где они живут.
Волк живет в лесу.
Лиса живет в лесу.
Медведь живет в лесу.
Заяц живет в лесу.
Белка живет в лесу.
Игровое упражнение «У кого кто»
Задачи: Упражнять в составлении предложений с предлогом с. Развивать внимание.
Ход: Педагог предлагает рассказать о диких животных, помочь разобраться кто с кем живет.
Лисенок живет с зайчихой? – Нет, лисенок живет с лисой.
Зайчонок живет с белкой? – Нет, Зайчонок живет с зайчихой.
Волчонок живет с медведицей? – Нет, волчонок живет с волчицей.
Медвежонок живет с лисицей? – Нет, медвежонок живет с медведицей.
Игровое упражнение «Какие?»
Задачи: Учить подбирать прилагательные к слову животные.
Ход: Педагог предлагает подобрать слова – признаки к слову животные.
Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.
Игра «Подбери слово с заданным звуком»
Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.
Ход. Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...
Октябрь
Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Игра «Подбери слово с заданным звуком»
Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.
Ход. Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...
Игровое упражнение «Опиши животное».
Задачи: Упражнять в умении составлять короткий описательный рассказ о животных.
Ход: Педагог предлагает рассказать о животных, используя план рассказа.
Где живет животное?
Как зимует?
Чем питается?
Как называют детенышей?
Кто враги?
Как спасается от врагов?
Ноябрь
Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Игра «Подбери слово с заданным звуком»
Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.
Ход. Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...
Декабрь
Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Игра «Подбери слово с заданным звуком»
Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.
Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.
Ход. Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...
Игровое упражнение «Опиши животное».
Задачи: Упражнять в умении составлять короткий описательный рассказ о животных.
Ход: Педагог предлагает рассказать о животных, используя план рассказа.
Где живет животное?
Как зимует?
Чем питается?
Как называют детенышей?
Кто враги?
Как спасается от врагов?
Январь
Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка
«Найди картинку со звуком [г]»
Цель: учить дифференцировать звуки [г] и [х]»
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: необходимо разбить картинки на две подгруппы и объяснить свой выбор.
"Найди звук"
Цель: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
«Скажи где?»
Цель: продолжать учить ребенка употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве.
Задача: учить правильно употреблять предлоги в речи, формировать навыки ориентировки в пространстве, автоматизировать звук во фразе.
Ход. Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок. Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например: В: Например: ла-ла-где юла? Р: Ла-ла-у стола юла, ла-ла-на столе юла.
«Задача на вычитание»
Цель: продолжать учить решать арифметические действия в пределах 10.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: Придумать задачу на увеличение количества, с опорой на сюжетную картинку.
«Числовой домик»
Цель: продолжать учить определять, из каких двух меньших чисел состоит заданное число.
Материал: ламинированные числовые домики, фломастеры.
Ход игры: необходимо расселить жильцов по двум квартирам на каждом этаже так, чтобы на каждом этаже проживало 5 (6,7,8,9) жильцов.
«Определи время»
Цель: продолжать учить определять время с опорой на макет часов.
Материал: макет часов, с двигающимися стрелками.
Ход игры: На макете часов стрелки показывают определенное время, ребенок называет, какое время они показывают. Затем ребенок меняет расположение стрелок, по указанию воспитателя: часы показывают ровно 12 часов и т.д.
Комментарии
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа планируется на месяц, в зависимости от успехов ребенка