ИОМ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №6 "Дюймовочка"

Индивидуальный маршрут развития на ребенка подготовительной группы №9 «Непоседы»

(ФИ ребенка)

Воспитатель: А.В.Андриянова

Сентябрь

Проблема: недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

- расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Длительность: 15 минут

Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка

Игровое упражнение «Один-много. »

Задачи: Закрепить понятия «один-много», упражняя в образовании названий животных единственного и множественного числа.

Ход: Педагог предлагает назвать одного животного – много животных.

Еж – ежи         Лиса- лисы

 

Игровое упражнение «Опиши животное».

Задачи: Упражнять в умении составлять короткий описательный рассказ о животных.

Ход: Педагог предлагает рассказать о животных, используя план рассказа.

Где живет животное?

Как зимует?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Кто враги?

Как спасается от врагов?

 

Игровое упражнение «Где кто находится»

Задачи: Развивать умение ориентироваться в пространстве, употреблять в речи понятия «между», «за», «перед».

Ход: Педагог предлагает рассказать, кто находится слева от медведя, кто находится перед лисой, между зайцем и лисой.

 

Игровое упражнение «Длинный или короткий»

Задачи: Развивать умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.

Ход:    Педагог предлагает рассмотреть животных и сказать

У зайца уши … длинные, а у медведя … короткие.

У лисы хвост… длинный, а у зайца … короткий.

У белки ноги… короткие, а у волка… длинные.

У ежика ноги … короткие, а у зайца … длинные.

У медведя уши … короткие, а у зайца … длинные.

 

Игровое упражнение «Кого увидел в лесу Колобок».

Задачи: Упражнять в составлении простых предложений. Усвоение категории родительного падежа.

Ход:  Ребенок по просьбе педагога должны сказать, кого видел в лесу.

Колобок увидел в лесу лису.

Колобок увидел в лесу волка.

Колобок увидел в лесу медведя.

 

Игровое упражнение «Где звери живут? »

Задачи: Упражнять в употреблении в речи предлога в. Учить отвечать на вопросы полным ответом.

Ход: Педагог поочередно показывает на животных и предлагает рассказать где они живут.

Волк живет в лесу.

Лиса живет в лесу.

Медведь живет в лесу.

Заяц живет в лесу.

Белка живет в лесу.

 

Игровое упражнение «У кого кто»

Задачи: Упражнять в составлении предложений с предлогом с. Развивать внимание.

Ход: Педагог предлагает рассказать о диких животных, помочь разобраться кто с кем живет.

Лисенок живет с зайчихой? – Нет, лисенок живет с лисой.

Зайчонок живет с белкой? – Нет, Зайчонок живет с зайчихой.

Волчонок живет с медведицей? – Нет, волчонок живет с волчицей.

Медвежонок живет с лисицей? – Нет, медвежонок живет с медведицей.

 

Игровое упражнение «Какие?»

Задачи: Учить подбирать прилагательные к слову животные.

Ход:  Педагог предлагает подобрать слова – признаки к слову животные.

Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.

 

Игра   «Подбери слово с заданным звуком»

Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.

Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.

Ход.  Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...

Октябрь

Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Игра   «Подбери слово с заданным звуком»

Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.

Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.

Ход.  Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...

Игровое упражнение «Опиши животное».

Задачи: Упражнять в умении составлять короткий описательный рассказ о животных.

Ход: Педагог предлагает рассказать о животных, используя план рассказа.

Где живет животное?

Как зимует?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Кто враги?

Как спасается от врагов?

Ноябрь

Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Игра   «Подбери слово с заданным звуком»

Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.

Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.

Ход.  Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...

Декабрь

Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Игра   «Подбери слово с заданным звуком»

Цель: учить ребёнка подбирать слова с заданным звуком.

Задача: развивать фонематический слух, автоматизировать слух во фразе.

Ход.  Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са-лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову- предмету слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав, его из предложенных слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: послушай чистоговорку: са-са-лиса. Послушай слова и выбери из них слова- признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая...

Игровое упражнение «Опиши животное».

Задачи: Упражнять в умении составлять короткий описательный рассказ о животных.

Ход: Педагог предлагает рассказать о животных, используя план рассказа.

Где живет животное?

Как зимует?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Кто враги?

Как спасается от врагов?

Январь

Игры и упражнения для формирования и развития коммуникативной деятельности ребенка

 «Найди картинку со звуком [г]»

Цель: учить дифференцировать звуки [г] и [х]»

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: необходимо разбить картинки на две подгруппы и объяснить свой выбор.

"Найди звук"

Цель: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.

ХОД  ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.

«Скажи где?»

Цель: продолжать учить ребенка употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве.

Задача: учить правильно употреблять предлоги в речи, формировать навыки ориентировки в пространстве, автоматизировать звук во фразе.

Ход.  Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок. Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например:  В: Например: ла-ла-где юла? Р: Ла-ла-у стола юла, ла-ла-на столе юла.

«Задача на вычитание»

Цель: продолжать учить решать арифметические действия в пределах 10.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Придумать задачу на увеличение количества, с опорой на сюжетную картинку.

«Числовой домик»

Цель: продолжать учить определять, из каких двух меньших чисел состоит заданное число.

Материал: ламинированные числовые домики, фломастеры.

Ход игры: необходимо расселить жильцов по двум квартирам на каждом этаже так, чтобы на каждом этаже проживало 5 (6,7,8,9) жильцов.

«Определи время»

Цель: продолжать учить определять время с опорой на макет часов.

Материал: макет часов, с двигающимися стрелками.

Ход игры: На макете часов стрелки показывают определенное время, ребенок называет, какое время они показывают. Затем ребенок меняет расположение стрелок, по указанию воспитателя: часы показывают ровно 12 часов и т.д.



 

Комментарии

Индивидуальная работа планируется на месяц, в зависимости от успехов ребенка