Профилактика нарушений звукопроизношения.
консультация (младшая группа) по теме

Дембирел Урана Дарыжыковна

Профилактика нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Многое о предметах, людях, животных дети узнают из повседневной жизни, но, чтобы расширять знания об окружающем, обучаться родному языку нужны и специальные игры.

 Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений. В сроки от 1 года 10 месяцев и 2-х лет ребенок начинает говорить «я», а трехлетний  малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментируя свои действия, часто задает вопросы.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. К 3-4 годам основная масса дефектов звукопроизношения специалистами называется «физиологическим косноязычием» и пока не подлежит исправлению. Исправлять дефекты в этом возрасте считается нецелосообразным, но тренировать малыша, развивать возможности произношения звуков необходимо.

По мнению многих специалистов, раннее начало формирования звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, таких как, фонематическое недоразвитие, задержка формирования звукового, слогового, буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение может негативно отразиться на деятельности ребенка в целом.

Звуковая культура речи сочетает в себе развитие речевого дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа и ритма, развитие выразительности речи, фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

Основной причиной недостатков звукопроизношения у малышей  становится несовершенство движений органов артикуляционного аппарата. Начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции, нужно проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность гимнастики составляет 3-5 минут в игровой форме.

Чтобы потренировать губы и язычок, уже с 1.5-2-х лет можно гудеть как паровоз, выть как волк вместе с ребенком, давать ребенку вылизывать ложку, снимать кончиком языка с ложки капельки. Можно научит ребенка сплевывать крошки с губ, бумажки. Губы и язычок будут двигаться активнее, если смазать нёбо вареньем для упражнения «Вкусное варенье». Пусть перед зеркалом ребенок высовывает язык, строит рожицы.

Упражнения можно сопровождать четверостишиями.

«Лягушки улыбаются»

Цель упражнения: Выработать умение растягивать губы в улыбке, показывая резцы.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

«Хоботок»

 Цель: вырабатывать учение вытягивать губы трубочкой.

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

«Лягушка-слоненок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь  слоненок я

Хоботок есть у меня.

«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение, расслабляя мышцы языка, удерживать его широким.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять

Язык надо расслаблять.

 «Лопаточка-иголочка»

Язык лопатой положи

И спокойно подержи

Язык-иголочкой потом,

И потянем острием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»

Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным  направлениям: - развитие фонематического восприятия;- развитие речевого дыхания;- развитие подвижн...

Антикян И. В. Круглый стол для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ, не имеющем в своем составе специализированных групп"

Деловая игра учителя-логопеда для педагогов ДОУ. Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников....