метод интервьюирования в обогащении словаря детей
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Горбунова Елена Викторовна

коррекционная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_intervyuirovaniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

           Метод интервьюирования в обогащении словаря детей

Речь — мощное компенсаторное средство, помогающая сравнивать признаки предметов, актуализировать прошлые представления и создавать новые, способствовать расширению кругозора детей. Называя правильно предмет, ребенок зачастую не имеет четких представлений о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, верного употребления слов в речевой практике. Общее недоразвитие речи речи детей сказывается на их восприятии. У детей отмечается замедленность, искаженность зрительного восприятия изображений, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью о бзора, недостатками прошлого опыта.

     Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют  накопление в речи штампов высказывания и затрудняют развитие познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысление материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

     Как показали исследования Л.С.Волковой, П.Геллера, Е.А.Лапп старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны, у них слабо сформированы навыки рассуждения, отсутствует аргументация. Каждый ребенок говорит о своем и не слышит партнера, не отвечает эмпатией на собеседника. Вследствие нарушения эмоциональной сферы возникает приглушенность выразительности лица и движений. Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявлений детей целесообразно проводить нетрадиционную форму логопедического занятия, а именно — метод интервьюирования.

     Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия. При обучении диалогической речи в виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы- высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладевать простыми синтаксическими моделями фраз. Данный метод позволяет:

  • развивать личностные качества детей;
  • учить преодолевать скованность;
  • быть активным и самостоятельным собеседником;
  • развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
  • вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
  • устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время ее, а также аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания;
  • овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств и готовит их к жизни  в социуме. Только анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.

     Цель заданий — развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом, - основные задачи, которые ставит перед собой педагог.

     В зависимости от лексической темы условные знаки меняются, но не все.

 В течение недели воспитатели и специалисты проводят работу по активизации и расширению словарного запаса детей по лексическим темам. К концу недели на групповом логопедическом занятии с использованием метода интервьюирования отрабатываются лексико-грамматические категории, связная речь, закрепляются знания, умения и навыки по теме.

     Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в беседе, задания усложняются за счет введения рисунков, условных знаков: что сначала — что дальше — чем закончился диалог.

     После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью. При закреплении лексической темы очень важна четкая постановка вопросов, необходимых для ведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребенка уточняется, обогащаясь представлениями в ответах других сверстников, что в дальнейшем отражается на качестве его пересказа, рассказа.

     Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приемы. Игровая мотивация речевой деятельности становится определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация — учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться.

     Такое построение обучения не только облегчает труд учителя-логопеда, но и увеличивает эффективность занятий за счет включения игрового приема и метода интервьюирования.

Конспект занятия.

Интервью детей на зимней площадке.

Цели:

- Развивать диалогическую форму речи с включением второго ребенок в речевую деятельность.

- Уточнять и расширять словарь по теме: «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок — ребенок.

- Совершенствовать умение построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений.

- Совершенствовать грамматический строй речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.

- Развивать умение и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта.

- Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение), коммуникативные способности.

- Воспитывать умение выслушивать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

  • Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания. Устранять избыточное, мсихоэмоциональное и мышечное напряжение во время речи и вне ее. Устранять аграмматичное использование слов в структуре связной речи.

Оборудование:

условные знаки; микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.

Предварительная работа:

Проводит воспитатель с использованием сюжетно-ролевых, дидактических игр, тематических бесед, направленных на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ход занятия

Стук в дверь Почтальон передает письмо.

Логопед.

- Дети, посмотрите, какой красивый конверт со снежинками. А почему снежинки, а не зеленые листочки? (потому что сейчас зима).

- Посмотрим, что там внутри. В конверте лежат картинки, на которых нарисованы дети в зимнем лесу; картинки зимних месяцев, картинки-эмоции.

- Отправляясь в зимний лес, что вы наденете? (мы наденем зимние теплые шапкаи, шубы, валенки, варежки).

- Назовите зимние месяцы  (декабрь, январь, февраль) .

Здесь еще есть картинки-эмоции, с помощью которых вам надо описать свое отношение к этому времени года.

- Зима — это хорошо, почему? (потому что можно кататься на лыжах, на коньках..)

- Зима — это плохо, почему? (потому что дует сильный ветер, мороз, холодно..).

А теперь послушайте еще одно письмо.

     «Здравствуйте, мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной к школе группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы отправляем загадки, и по отгадкам вы поймете, куда мы вас приглашаем».

     Два коня у меня, два коня, по воде они возят меня.

     А вода-то тверда, словно каменная. (коньки(

     Все лето стояли, зимы ожидали.

     Дождались поры, помчались с горы (санки)

     По снегу покатите, я подрасту

     На костре согреете, я пропаду (снежный ком)

На городской площади на снегокате

     Ваня к горке... (подъехал)

     На горку... (въехал)

     С горки... (съехал)

     За горку... (заехал)

     Вокруг горки...(Объехал)

     И с городской площади... (уехал).

- Кто догадался, куда приглашают вас ребята? (На городскую площадь)

     Вот сегодня мы и отправимся туда — будем играть роль корреспондентов и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет, должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому  попробуем представить, что мы — водители и выполним упражнение для глаз.

(Зрительная гимнастика).

Ваши глазки отдохнули, сняли напряжение. Чтобы поехать к ребятам и начать брать интервью, мы должны подготовить план работы и определить дальнейшие действия.

Корреспонденту в построении диалога помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (нарисованы волнистые линии, волны).

Вы правильно сказали. А как вы думаете, что это будет обозначать? Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога нельзя перебивать собеседника, перекрикивать его. Говорить надо спокойно, не торопясь, выдерживая паузы, дышать и говорить надо на равномерном выдохе.

Что изображено на следующем условном знаке? (нарисовано пожатие рук).

С чего корреспонденты должны начинать диалог, т.е.что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться? (поздароваться или сказать 6 «Добрый день»).

О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нанрисовано? (Ребенок).

Эта схема обозначает «Знакомство» Как вы представитесь? (Меня зовут Катя, Саша..).

Дальше изображен микрофон — нужно объявить тему диалога. Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о... или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях»).

Взгляните на следующий условный знак. Что нарисовано? (зимние развлечения).

Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете зимние развлечения?).

О чем подскажет следующий условный знак? Что изображено? (нарисованы эмоции, настроения).

Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда принимаете участие в зимних развлечениях?)

Что изображено на следующем условном знаке? (машина скорой помощи). Это знак обозначает безопасность. Что спросит корреспондент? (каке меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)

О чем нам подскажет следующий условный знак? Что изображено и что обозначает?

Это знак обозначает выход из диалога. Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью? (Вы очень интересно рассказывали..)

Смотрим на следующую схему. Что нарисовано (нарисовано сердце).

Это схема будет обозначать благодарность. Что скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (спасибо вам за рассказ)

Динамическая пауза.

Распределение ролей: водитель, корреспондент, фотограф, оператор.

Роли мы распределили, теперь надо одеться потеплее и отправиться на городскую площадь.

(имитация действий персонажей в соответствии с ролью)

Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или...

Консультация для воспитателей Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им ...

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...

Статья: «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...